МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства»

Лариса Горшкова
Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ.

«Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства»

СЛАЙД 1

Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства“» размещена в разделах

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников.

- Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих способностей.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.

Введение в проблему

СЛАЙД 2

М. Р.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Что же такое музыкально-творческие способности?

СЛАЙД 3

Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение, обучаемость в области музыки.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

СЛАЙД 4

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.

М. Р.

На столе лежат полоски бумаги с разными утверждениями. Ваша задача выбрать фразы, соответствующие понятию, выведенному на экран.

СЛАЙД 5

Творчество – это…

1. Высшее проявление активности человеческой деятельности.

2. Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.

3. Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.

4. Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта.

СЛАЙД 6

Музыкальные способности – это…

1. Компонент музыкальной одаренности.

2. Музыкальные ощущения и восприятия.

3. Музыкально-слуховые представления.

4. Способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинами.

СЛАЙД 7

Театр– это…

1. Мир идей и творческих образов.

2. Зрелище.

3. Сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

4. Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.

Педагоги работают в подгруппах, озвучивая свой вариант ответа.

СЛАЙД 8

М. Р. Театральный компонент музыкальных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности музыки, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к музыкальному языку мыслей и чувств добавляется театральный язык мимики и жестов. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Содержание музыкальных занятий в совокупности с театрализованной деятельностью, как правило, нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, её анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актёрской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.

Авторский подход к решению проблемы.

М. Р.

Мы не будем сейчас перечислять все виды театров, с которыми знакомим детей-дошкольников. Остановимся на том, что любое театрализованное представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды, безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности дошкольников.

СЛАЙД 9

Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т. д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пантомимики.

СЛАЙД 10

1. Упражнения на снятие зажима, быстрая подготовка голоса.

• Зевок. Чем он слаще, тем больше расслабление мышц, затем с голосом (5-6- раз) озвучить выдох тихо и спокойно («природный тон», будто бы стон.

Это делает голос более доверительным, светлым, близким для слушателей.

«Два берега»

Встать парами напротив друг друга. Один держит в руках мяч. Вас разделяет река. Бросаем мяч через реку и кричим: «Би! Бэ! Бо! Ба! Бу!»

СЛАЙД 11

2. Речевые игры на голосовые характеристики.

«Винни Пух и Пятачок» (песенка Вини Пуха)

М. Р.

Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в гости к Кролику и там наелись.

Пятачок вошёл и вышел (звук одинаково лёгкий) – а-а

Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (звучит по-разному, легко и тяжело) – а-А

СЛАЙД 12

«В лесу заблудились» - Звать: «Ау, Саша, Ира…» и т. п., голос лёгкий.

СЛАЙД 13

«В цирке» - выпрыгивая вперёд, размахивая руками, выкрикиваем «Але-хоп»

СЛАЙД 14

«Слоник»

Слоник по двору ходил,

Слоник хоботом водил.

Я за слоником пойду,

Голос в хоботе найду.

Текст произнести 2 раза (грустный слоник в нос, с покачиванием головы в стороны; весёлый слоник высоким голосом, в конце произнести звуки на повышение интонации: "А – а, О- о, У -у").

СЛАЙД 15

«У кого что внутри»

У одуванчиков белых – взлеталка (сдувают пух с ладони)

У моторчиков – рычалка (трр., крутить кулачки)

У часиков – спешилка - (тик-так, пальчиками ход стрелок)

У девочек – смешилка - (ха-ха, похлопывание по животику)

У мышки – пищалка - (пи-пи)

У лошади – ржалка - (иго-го., руки вперед, ножкой изображать лошадку)

У ветра – задувалка - (дуют., руками и телом изображая ветер, разной силы)

У каблучков – стучалка - (цокаем язычком)

У носа – сопелка - (дышать носом, то быстро, то медленно)

У ежика – пыхтелка - (пых-пых., проговариваем быстро)

У телефона – звонилка - (дзинь)

У солнышка – светилка - (раскрываем руки вверх)

СЛАЙД 16

3. Артикуляционная гимнастика.

«Зевающая пантера»

Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть. и широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

М. Р.

Чтобы быть естественным в том или ином образе, нужно уметь владеть не только голосом, но и телом. И здесь тоже на помощь приходят упражнения.

СЛАЙД 17

4. Логоритмические упражнения, игры.

• Игра «Повар Булочка»!

Задача: исполнять на мотив знакомой песни В. Шаинского «Улыбка» с ускорением, при этом чётко проговаривая слова, пропевая мелодию и выполняя движения

- Мы поставим в печь пирог и достанем из печи

(протянули руки вперёд от груди и вернули их обратно)

- Из трубы идет дымок, такой приятный.

(Изображаем волну поднимающуюся вверх, качаем головой.)

- Там за лесом, у реки, повар Булочка живет

(Показываем силуэт пекаря, движение – вдоль, река – руками волну)

- По утрам печет пирог он ароматный.

(Печём пирожки, пирог – рука направо, ароматный – рука налево)

Можно изобразить медленно, быстро, печь большие пирожки и маленькие.

СЛАЙД 18

5. Мимические упражнения. (у каждого в руках маленькое зеркальце)

• Чистим и едим лук.

От лука слезятся глаза. Он горький.

• Огородное пугало.

Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались

«Медведь в берлоге».

Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

• Овощи (2 команды) «Толстячки-худышки»

Педагоги распределяются по двум группам: овощи- худышки, овощи-толстячки.

Встретились толстяки и худышки.

Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые! "

Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые! "

Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые! "

Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно сердитые! "

Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!"

Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо! "

Худышки втягивают щеки, толстяки надувают. Смотрят друг на друга.

Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.

Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.

Округляют губы, как при произнесении звука "о", поднимают брови.

Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.

Морщат нос и произносят шепотом "фу".

Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом "пФ".

СЛАЙД 19

6. Пантомима.

Весна (фоновая музыка «Звуки природы, пение птиц»)

1 подгруппа

• Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

2 подгруппа

• Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Все

• Упражнение на внимание (под минусовку песни Рыбникова «Дорожная» из к/ф «Красная Шапочка»)

Педагоги бегут на месте, ведущий даёт команды.

Бежим – лёгкий бег на месте,

Бревно – перепрыгнули,

Камень слева, камень справа – отклониться.

• Этюды:

- Уронили камешек – ищем

- Потерялся братик или сестричка в большом магазине – ищем – нашли – увидели!

- Идём по очень горячему песку.

- Ходим по тёпленькой водичке.

М. Р.

Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль – это правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы или ребёнок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети знают, что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно сыгранная роль.

Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать музыку, её эмоциональное содержание. А уже исходя из этого, затронув душу, мы потом переходим к уточнению технической части – средства выразительности, темп, ритм, регистр и т. д.

- Сколько ребёнку нужно времени, чтобы начать играть (Осмотреться, найти предмет (чем играть) и найти с кем играть (друга, партнёра).

- Почему в театре без партнёра хуже?

(Скучнее будет спектакль, если его в одиночку играть)

- Что нужно сделать, чтобы партнёру рядом было удобно? (Чтобы было легко и хорошо, нужно слушать друг друга, помогать на сцене, поддерживать)

СЛАЙД 20

7. Коммуникативные упражнения, игры, танцы.

•Игра «Зеркало»

Встаём парами. Один – «зеркало», другой – «отражение».

«Зеркалу» необходимо движения показывать медленно, чтобы «человек» мог их предугадать и синхронно повторять.

•Танец «Озорная полька» (парами с переходом)

Помогает детям почувствовать друг друга, воспитывает дружеские отношения. Когда с усложнением (смена партнёра) – это развивает быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

М. Р.

Главное в партнёрстве – цепляться глазами друг за друга. Детей

постоянно нужно провоцировать на что-то новое, чтобы они не превращались в механических болванчиков.

СЛАЙД 21

Рефлексия (самоанализ)

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкально-творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды музыкальной и театральной деятельности, способствуют расширению детского опыта. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. "Чтобы быть выразительным - надо быть заразительным!"

СЛАЙД 22

Тренинг «Навык уверенного поведения»

1. Голос на тон выше.

2. Осанка – расправить плечи и посмотреть на проблему свысока.

3. Произносим: «Я люблю свою профессию. Я люблю детей. Я – творческая личность. Я несу добро и радость. У меня всё получится!»

СЛАЙД 23

МР:

И в заключении хотелось бы узнать ваше мне по поводу услышанного сегодня. Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно превратить либо в грустную, либо в весёлую.

Театральные маски :

- грустная - если всё трудно и сложно

- весёлая - если чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства»
Опубликовано: 20 июня 2021 в 18:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Горшкова (УИ 1253945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД