Светлана Забара
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи мастер-класса :
- Ознакомить коллег с одной из здоровьесберегающих технологий – кинезиологическими упражнениями.
- Раскрыть все полезные свойства данного вида коррекционной работы.
- Поделиться формами и видами кинезиологических упражнений, применяемых в своей практической деятельности.
Основная цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. У детей наблюдаются неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений.
Кинезиологические упражнения – влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Задачи:
• Развитие межполушарной специализации.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности.
• Снятие эмоциональной напряженности.
• Создание положительного эмоционального настроя.
• Профилактика дислексии и дисграфии.
Виды кинезиологических упражнений :
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, формируют правильное речевое дыхание.
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и используются для профилактики глазных заболеваний.
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики, самомассаж – стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Биоэнергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного апппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Кинезиологические упражнения можно использовать как в образовательной деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчает процесс письма. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга.
А сейчас я предлагаю выполнить некоторые виды кинезиологических упражнений : упражнения с элементами биоэнергопластики, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, симметричное рисование. (для просмотра предлагается видеоролик «Приключения язычка»)
I. Комплекс упражнений с элементами биоэнергопластики:
1. Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
(Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево. Одновременно наклонять ладони вправо-влево вместе с языком)
2. Хотя это нелегко, потянулся высоко.
(Попеременно тянуться языком к. носу, убирать его в ротик. Ладони тянуть вверх, затем собирать в кулак)
3. Наклонился низко, к подбородку близко.
(Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку. Ладони опускать вниз, затем собирать в кулак)
4. Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.
(Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. Ладони выгибать дугой, затем выпрямлять)
5. А теперь Язык, как мячик, за зубами сверху скачет.
(Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов. Одновременно выполнять пальцами в воздухе постукивающие движения)
6. Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
(Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. Ладонями изобразить лошадку: правая ладонь накрывает сверху левую. Большие пальцы подняты вверх)
7. Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.
(Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку. Одна ладонь располагается вертикально- это ножка гриба, Накрыть ее сверху второй ладонью. Это шляпка гриба)
8. А сейчас он развернулся, лег и в трубочку свернулся.
(Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь. Одновременно поочередно пальцы складываем в кружок, затем выпрямляем)
9. Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал.
(Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек. Одновременно держать навесу выпрямленные ладони).
II. Упражнение «Следопыт» (глазодвигательные упражнения)
Следить на слайде за перемещениями Язычка.
III. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1. «Гусь-курица-петух»
«Гусь» - ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и упирается в большой палец.
«Курица» - Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
«Петух» - Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».
2. «Заяц-коза-вилка»
«Заяц» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
«Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем.
«Вилка» - указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, растопырены и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
IV. Упражнение «Симметричное рисование»
На листе бумаги формата А4, разделенном линией по вертикали пополам необходимо выполнить двумя руками одновременно элементы рисунка в соответствии с текстом:
- Мы восьмерки рисовали (рисуются вертикальные цифры восемь на обеих половинах листа одновременно двумя руками)
А они у нас упали (рисуются горизонтальные восьмерки на обеих половинах листа)
Нарисуем мы волну (рисуются волнистые линии)
Очень длинную струну (рисуются две прямые горизонтальные линии)
Нарисуем мы зигзаг, так и так, так и так (рисуем ломанные линии)
Треугольник и квадрат (рисуем треугольники, под ними квадраты – «домики»)
Несколько кругов подряд (рисуем по три круглых окошка в домиках)
А теперь добавим точки, крестики, ноли, крючочки (украшаем домики, рисуем заборчики из крючков)
В воду кисти окунем, и немножко отдохнем (кладем карандаши, встряхиваем опущенными руками)
Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Я показала лишь небольшую часть заданий из существующего многообразия кинезиологических упражнений. Надеюсь, я смогла вас убедить в том, что данные формы работы не только приносят огромную пользу для разностороннего развития детей, но и очень увлекательны и интересны для них, помогают разнообразить образовательную коррекционную деятельность.