Надежда Отараева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Организации деятельности в ДОУ. Детское экспериментирование»
▼ Скачать
Цель:
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов – дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудования.
Стаканчики 5 шт, тазики 5 шт, картонки чуть больше горловины стаканчика 5 шт, салфетки 5 шт, одноразовые тарелки 5 шт, цветы из бумаги 5 шт, сахар-рафинад, красители, 3-х литровые банки, пищевая пленка, насекомые игрушки 5 шт, мыльные пузыри – тазик с водой, молоко 5 стаканов красители гель для посуды, ватные палочки, пипетки 5 шт, листы бумаги - секретное письмо, свечки 5 шт.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Организации деятельности в ДОУ, Детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Персонаж: Степашка – ИКТ.
Участники мастер – класса педагоги ДОУ 5 человек.
Содержание:
1. Определение понятия - детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они,
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они,
А на вопрос найти ответ,
Поможет нам – эксперимент!
Ведущий.
А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование?
Ну что ж, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в соответствии с развивающей парадигмой образования.
И свое выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:
Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях с активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда ученых – экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников и деятельность, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Другими словами детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно, под незаметным руководством взрослого делает для себя открытие.
И важно чтобы в процессе экспериментирования воспитатель выступал не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются более осознанными и прочными.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля.
Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная».
Как быть?
В некоторых случаях представляю детям поле пробности, например – «Чтобы определить из какого материала Капитану можно построить корабль, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет».
Важно чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем это я делаю?».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, а некоторым необходима помощь советами. Далее проверяем наши предположения. По окончании эксперимента делаем выводы. В случае затруднения выводы делает воспитатель или совместно с детьми.
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои.
Сегодня это Степашка (показ Степашки)
- Ой-ой-ой, что-то я не понял, я что - ли мотивация? (трек 1)
Ведущий:
- Степашка подожди, и мне немного помоги.
Мотивация нужна, чтоб деятельность для детей значимой была.
- Конечно я помогу и про фокусы расскажу.
Вчера к нам приходил фокусник и показал интересный фокус.
Налил в стакан воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жаль, что вы этого не видели.
- Какой интересный фокус. Интересно, почему картонка не упала?
А вы не хотели бы повторить этот фокус? А для этого я приглашаю 5 человек.
Ну что ж фокус начинаем
в фокусников вас превращаем.
Ну что ж попробуем повторить фокус.
(Участники мастер-класса выполняют эксперимент).
- Ура фокус получился. Как вы думаете, почему картонка не падает?
Вывод.
Мы знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую стакан с водой. Он давит на картон снизу, поэтому картонка не падает.
Это интересно и удивительно, а удивление это первая ступенька к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.
Ведущий:
А вот недавно Степашка гулял по лесной тропинке и вдруг заметил на земле маленького муравья. Ему так захотелось разглядеть его поближе, но он не смог, муравей был таким маленьким.
Да, муравей маленький и его трудно разглядеть, но если чего - то захотеть можно что-нибудь придумать. А вы не знаете, как можно это сделать? (выслушать ответы). Надо взять лупу. Но у нас нет лупы. Как же быть?
Я вспомнила. Говорят, что в воде все предметы кажутся большими. Давайте это проверим.
Проводится опыт --- Для этого мы посадим муравья в трехлитровую банку. Сверху затянем горлышко пищевой пленкой, но не натянем ее, а наоборот, продавим ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем пленку резинкой, а в углубление нальем воды. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Что вы видите? Муравей увеличился в размерах. Почему это произошло?
Вывод: вода и пищевая пленка, дают эффект увеличительного стекла.
Ведущий:
Степашка был на озере и в нем плавали загадочные цветы - кувшинки. Такие красивые. Он стоял и любовался ими, как распускались эти прекрасные цветы.
И мы сейчас с вами понаблюдаем этот волшебный процесс. А для этого
у нас как раз есть цветы и озеро. Как вы думаете, у нас цветы раскроются? Проверим?
Проводится опыт - смотрите, смотрите на наших глазах лепестки цветов распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Все гениальное просто.
Ведущий:
Мама Степашки хочет сделать ему сладкую вату и попросила его купить сахар красного цвета. Он побывал во всех магазинах, но красного сахара не нашел.
Как вы думаете, бывает цветной сахар? (ответы).
А я знаю, как можно покрасить сахар.
Делают опыт - Для этого нужно в блюдце поставить кубики сахара, теперь нальем окрашенную воду в тарелочку и посмотрим, что получится?
Вывод. Как это получилось? Вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и смешиваются с молекулами сахара. И далее вода поднимается по кубикам снизу - вверх.
Степашка по дороге к нам увидел огромный луг, который был усыпан разноцветными весенними цветами, словно волшебным узором.
Ведущий:
А вы хотите нарисовать узоры?
Опыт с молоком,- какие красивые узоры получились. Кто знает, почему узоры появляются?
Вывод: моющее средство разрушает жир в молоке и тем самым заставляет «танцевать» краски в молоке.
Степашка очень любит наблюдать радугу в небе –этот красивый разноцветный мост раскинутый через весь лес. А радуга как известно бывает непременно после дождя. Теперь Степашка каждый день ждет когда же пойдет дождь и скучает. Как вы думаете, мы можем без дождя показать радугу Степашке?
Для этого мы возьмем разноцветные конфеты, разложим их на тарелочке, в центр нальем воды и подождем. Появилась радуга? Степашка очень рад.
Степашка теперь на многие вопросы узнал ответы.
Уважаемые коллеги спасибо вам за помощь.
Я пускаю пузыри, в воздухе кружат они,
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Ну что ж фокус завершаем
вас обратно превращаем.
В мастер-классе я постаралась представить примерную совместную исследовательскую деятельность.
В форме помощи персонажу – Степашке мы учились экспериментировать. Также сегодня мы узнали, что при организации детского экспериментирования следует выбрать тему и объект исследования с учетом интересов и жизненного опыта детей, а также необходимо создание мотивации у детей к деятельности. Использовать проблемные ситуации, вести диалог с детьми, поощрять, осуществлять по мере возможности проверку всех гипотез и формулировать выводы.
Уважаемые коллеги спасибо вам за внимание!