Светлана Слезкина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект мастер-класса
Тема мастер-класса : «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
Цель мастер-класса Создать условия для овладения воспитателями игр и упражнений, направленных на развитие плавного длинного речевого выдоха.
Задачи:
- Познакомить воспитателей с понятием «речевое дыхание».
-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
-Вызвать у воспитателей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха.
-Изготовить игровое пособие для развития дыхания в условиях детского сада из подручных материалов
Оборудование: проектор, компьютер.
Дидактический материал: пособия, направленные на развитие воздушной струи.
Раздаточный материал: цветная бумага, гофрированная бумага, рулончики от использованной туалетной бумаги, салфетки, ножницы, клей, кисточка, информационные буклеты.
Ожидаемые результаты: воспитатели узнают об условиях и правилах проведения дыхательных упражнений; познакомятся с играми и методическими пособиями, направленными на развитие воздушной струи; научатся делать игровое пособие для развития дыхания.
Литература:
1. Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004
2. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005,
3. Новиковская О. А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.
4. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/ Д : Феникс,2011. — 109
Ход мастер-класса :
I. Вводная часть.
1. Роль дыхания в развитии речи.
Уважаемые воспитатели!Вы наверное, обратили внимание на то,что речь наших детей с годами становится хуже. При чем дефекты их речи носят стойкий характер. И помочь таким детям в первую очередь,это задача логопеда, но и здесь очень важно, чтобы воспитатели взаимодействовали с логопедами. Ведь от нашей с вами совместной работы будет зависеть насколько быстро ребенок сможет преодолеть трудности произношения. Если ребенок плохо говорит,то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. В своем мастер_классе я хотела бы показать и рассказать про игры- упражнения,которые необходимы детям с нарушенным звукопроизношением,эти игры могут проводитиь воспитатели со своими воспитанниками,тем самым оказывая помощь логопедам.
Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания :
- Вдох более короткий и более глубокий
- Выдох намного длиннее вдоха
- Речевое дыхание – управляемый процесс
Итак, главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: ММММ,ННН другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. ППППП. При произнесении фрикативных С,Ш,Ж, требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «Р» «РЬ» нужна сильная воздушная струя. Можете произнести эти звуки и сравнить силу воздушной струи. (воспитатели принимают активное участие).Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
2. Особенности речевого дыхания у детей с нарушениями речи
У Детей с нарушениями речи в основном дыхание характеризуется :
• Малым объемом легких;
• Слабой дыхательной мускулатурой;
• Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.
• Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
• Слабым выдохом или не правильно направленной выдыхаемой воздушной струй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения:
1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;
3. Одежда не должна стеснять движений;
4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;
5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
Правила проведения:
(воспитатели принимают активное участие в выполнении правил).
1. Щёки не надувать.
2. Плечи не поднимать.
3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).
4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.
5. Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка. Со звуком ф-ф-ф.
6. Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.
7. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.
Возраст ребенка Количество слов на выдохе Длительность занятия по фор-
в норме мированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 минуты
3-4 года 3-5 слов 3-4 минуты
4-6 лет 4-6 слов 4-6 минут
6-7 лет 5-7 слов 5-7 минут
II. Основная часть.
1. Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.
Игра «Султанчик»
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Оборудование: султанчик. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Лети, бабочка!»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: бабочка на ниточке
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на бабочку, предлагая посмотреть, как бабочка полетит.
Игра «Сдуй снежинку с варежки»,
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: игровое пособие варежка и снежинка
Ход игры: Ребенок сдувает с варежки снежинку.
Игра:«Прогони муху с сахарницы» Задача: сдуть муху с сахарницы.
Игра :«Накорми смешариков» - суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в рот персонажам. Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты, смятая бумажка. Он превращается в угощение, и дети начинают угощать смешариков.
Игра:«На пруду». Задача детей, держа лист лилии на ладошке, сдуть лягушку. Причем, если дунуть быстро и сильно, то получится, что лягушка "спрыгнет" с листика.
Игра: «На болоте» Задача, держа картинку с изображением болота, сдуть стрекоз с кувшинок.
Игра:«Снежок» В пластиковый стакан насыпается мелкий пенопласт,сверху наклеивается крышка с персонажем, сбоку проделывается дырочка и вставляется коктейльная трубочка, когда ребенок в неё дует получается метель, тот же принцип в игре «Фейерверк»,только наполнитель состоит из блёсток. Чем сильнее выдох, тем сильнее буря. Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Игра «Мини-футбол» Задача: с помощью коктейльных палочек и легкого шарика (мяча) забить гол сопернику в ворота.
Игра «Пройди лабиринт» Задача: прокатить шарик между препятствиями, дуя на него из коктейльных палочек.
Игра «Чей пароход дольше гудит» так же поможет развить длинный плавный выдох без участия речи, и активизировать мышцы губ.
Нам понадобится чистый пузырёк с горлышком небольшого диаметра. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной.
Игра «Весёлое привидение» понадобится бумажный стаканчик и стерильная резиновая перчатка подуть через трубочку в боковое отверстие в стаканчике, перчатка надуется.