СветланаФ
Развитие речи детей среднего возраста посредством упражнений утренней гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи детей среднего возраста посредством упражнений утренней гимнастики»
Известно:чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как Иван. Петрович. Павлов, Алексей. Александ. Леонтьев
Публикация «Развитие речи детей среднего возраста посредством упражнений утренней гимнастики» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
!Движение — это жизненная необходимость для развития ребенка.
Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
А т. к я работаю в логопедической группе, поэтому буду опираться в своей речи на освой опыт.
Если мы говорим о детях среднего возраста, то дети попадающие в коррекционную группу по показаниям мед. комиссии, соматически ( Телесно:дыхание,пораж нерв сист) ослаблены.
• нарушено дыхание и голосообразование;
• нарушение общей и мелкой моторики;
• расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
• повышенная утомляемость;
• низкая концентрация и неустойчивость внимания;
• нарушение памяти (особенно слуховой);
• снижение уровня развития воображения, мышления.
Поэтому важную роль для коррекции психомоторики (приводящее в движение мышление) и физического развития в коррекционной группе играют: утренняя гимнастика, занятия физкультурой, и упражнения на развитие дыхания. Они являются составной частью всей системы работы с детьми.
!Я хотела бы поговорить о утренней гимнастике.
Утренняя гимнастика играет важную роль в развитии речи, если в нее включены: самомассаж, координация речи с движением, дыхательные упражнения,.
!При использовании игр и упражнений на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
-становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
-развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
-воспитание чувства ритма и темпа;
-формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
-развитие физиологического и речевого дыхания;
-активизация речевых процессов;
-воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения.
-Игра «Знакомство» давайте немного поиграем.
Игра «В лесу»
Сидит белка на тележке, Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Присесть, встать.
Воробью, синичке, Взмахи руками, вверх, вниз (2 раза).
Мишке толстопятому, Изображают медведя.
Заиньке усатому. Два прыжка вверх.
Кому в платок, Шаги в сочетании с хлопками.
Кому в зубок, Наклоны вперед с разведением рук.
Кому в лапочку.
! Массаж и самомассаж.
Массаж и Самомассаж – это средства профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается
нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных
ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного
мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая
функция.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая.
Продолжительность их невелика (всего 2-3 мин, а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровождался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.
Массаж обладает тонизирующим действием поэтому его нежелательно осуществлять перед дневным сном.
-А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, голень
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос, губы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
2игра Массаж рук и ног
(в соответствии с текстом)
Делая массаж, следует обратить внимание детей на правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти к плечу, ноги – от щиколотки вверх до бедра.
Я в ладоши хлопаю
И ногами топаю.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Ладошки, ладошки,
Утюжки - недотрожки,
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше.
Вы погладьте ножки,
Чтобы бегали по дорожке.
!Дыхательные упражнения приносят неоценимую пользу всему детскому организму: способствует: скорейшему просыпанию; работоспособности; тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной системы; повышает активность мозга, а правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить звуки, преодолевать речевые запинки.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении.
Не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Во время проведения игр и упражнений для развития дыхания необходим постоянный контроль за правильностью дыхания: вдох должен быть через нос, а выдох через рот; щёки не надувать.
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Дыхательная гимнастика. (поиграть)
«Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.
«Дождик»
Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза
«Идём по лужам»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»
Повторить 3 – 4 раза
Могу с уверенностью сказать, что утренняя гимнастика оказывает положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
На память о сегодняшней встрече, кому это интересно, могу поделиться картотекой комплексов утренней гимнастики и различных игр для среднего возраста на учебный год по темам недели.
!Спасибо за внимание!