Наталья Селицкая
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Чудеса пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с Вами мастер-классом на тему "Чудеса пластилинографии", который провела в детском саду для воспитателей. Желаю Вам приятного просмотра!
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи: обучение участников мастер- класса технике «Пластилинография»;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Чудеса пластилинографии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилинография, пластилин
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
расширить знания воспитателей о нетрадиционных способах использования пластилина в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Материалы и оборудование для педагогов :
- прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.);
- лист цветной бумаги для фона;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- доска для лепки;
- стека.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть: вступительное слово по теме «Чудеса пластилинографии».
2. Практическая часть: занятие с педагогами.
3. Рефлексия: итог мастер-класса.
Ход мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе и предлагаю Вам отправиться в увлекательное путешествие по удивительной стране «Пластилинография».
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Н. П. Сакулина
(Теоретическую часть провела используя презентацию, в сопровождении медленной музыки)
Пластилинография - («графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Пластилинография превращает лепку в увлекательное занятие и позволяет в силу своей специфичности больше внимания уделять тренировке силы пальцев, тренировке мелкой моторики рук. Рука становится более послушной, более подготовленной для успешного обучения письму в будущем, в школе. Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребёнка и его мышления.
Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно – образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности. Так же, занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Используются стихотворения, потешки, загадки.
Занятие длится 20 -25 мин. (всё зависит от возрастных особенностей). В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.
Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии :
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения.
Фактурная пластилинография : изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон; предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон. Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.
Вашему вниманию, представляю работы наших детей.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
2. Практическая часть:
Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем лепить яблоки и цветы в технике «Обратная пластилинография». Для этого нам потребуется:
- прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.);
- лист цветной бумаги для фона;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- доска для лепки;
- стека;
- черный маркер;
- образец рисунка.
Для того чтобы наша работа была более продуктивной, предлагаю объединиться за одним столом.
«Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…» Ю. Мориц
Итак, для работы мы используем пластиковую прозрачную крышку. С обратной стороны пластиковой поверхности маркером обозначаем контур нашего рисунка. Предлагаю Вам два варианта рисунка: яблоко и цветок.
Для лепки яблока нам необходимо отщипнуть небольшие кусочки пластилина, затем скатать их на маленькие шарики круговыми движениями пальцев либо на дощечке и выкладывать по контору нарисованного яблока. После того как выложен контур, начинаем заполнять яблоко внутри, слегка прижимая к основе, т. е. сплющивать.
Для того чтобы сделать цветок, мы берем пластилин и аккуратно по контору начинаем заполнять весь рисунок цветка. Работаем на обратной стороне крышки. После того как весть рисунок будет заполнен, выбираем фон для нашей поделки.
(Выполнение работы под музыкальное сопровождение).
Вот такие прекрасные и интересные работы у нас получились. Они могут служить прекрасным подарком, например, для мам на 8 марта или ко Дню Рождения. Оригинальный подарок своими руками.
В технике пластилинографии можно создать : цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
3. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили необходимые представления об эффективности использования нетрадиционной техники Пластилинография.
Я надеюсь, что этот мастер-класс вызвал у Вас интерес и желание применять данную технику для творческого развития детей.
Наше путешествие в страну «Пластилинография» закончилось. Прошу Вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которую Вы испытали во время нашего путешествия.
(Воспитателям к карточкам были предложены фломастеры, но самым интересным для меня стало то, что педагог изобразил на карточке смайлика из пластилина. Для меня это значило то, что мастер-класс прошёл не зря. И это ещё раз подтверждает то, что "Воспитатель-творческая личность")
Спасибо за внимание!
Творческих успехов!