Екатерина Новожилова
Мастер-класс для педагогов «Волшебство пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса :
• Освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином.
• Обучение участников мастер- класса технике «Пластилинография на CD дисках».
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.
Материалы и оборудование для мастер класса :
• Набор пластилина;
• Салфетки для рук;
• Доски для лепки;
• Стеки.
• Диски CD;
• Украшения: паетки, макароны, пуговицы, крупа, бисер;
• Клей пистолет;
• Магниты.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть.
Вступительное слово по теме «Волшебство пластилинографии».
2. Практическая часть.
Занятие с педагогами с показом эффективного приема «Пластилинография на CD дисках».
3. Заключение.
Подведение итогов мастер-класса.
Ход мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Уважаемые коллеги, свой мастер класс я хочу начать с загадки
Материал я не простой
Из брусочков и цветной
Из меня лепи, играй
Руки мыть не забывай.
Что же такое? Конечно пластилин. Я расскажу вам немного о техники пластилинографии (2слайд)
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является руки. Техника пластилиновой живописи уникальна (3 слайд).
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
• развитию внимание, памяти, мышления;
• развитию воображения, творческих способностей;
• развитию восприятия, пространственной ориентации, самостоятельности.
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков (4 слайд).
Этапы обучения "пластилинографии"
Подготовительный.
Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.
Основной.
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Заключительный
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Виды пластилинографии.
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, жгутика).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, жгутика).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения (6 слайд).
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина (7 слайд).
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения (8 слайд).
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее (9 слайд).
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков (10 слайд).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Основные приё мы лепки:
Отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
Разминание – надавливание пальцами или рукой;
Сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.
Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:
Скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони; Раскатывание – формирование „колбасок” ладонями;
Сглаживание – придание округлости форме;
Вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
Заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
Прищипывание – оттягивание и заострение одного края; соединение – скрепление деталей друг с другом (11 слайд).
Можно использовать различные поверхности: картон, стекло, диски, дощечки, стеклянная посуда (12 слайд).
Так же можно использовать вспомогательный материал: стразы, пайетки, бусинки, пуговицы, семечки, крупы (13 слайд).
Полезные советы при работе к технике «Пластилинография» :
Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
Предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;
Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда нужно включать физминутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение (14 слайд).
Уважаемые коллеги, как вы уже знаете, к нам близится новогодний праздник, и я хочу предложить сделать с вами новогодние магниты на CD дисках с использованием пластилина.