Шатилова Наталия
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Способствовать сплочению коллектива.
Задачи:
- показать основные правила построения интеллект – карт;
- научить алгоритму работы с интеллект-картой – как средством визуализация конечного продукта;
- стимулирование развитию инициативы, творчества. Активизация и укрепления доверия воспитателя к самому себе, развитие индивидуальности, расширение самосознания.
Необходимые материалы и инструменты: листы формата А 4 по количеству участников мастер-класса, цветные карандаши, карточки – ассоциации, клей-карандаш, карточки с правилами построения интеллект-карт.
Добрый день, уважаемые коллеги. С вашего позволения я начну.
Но для начала давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие. «Мой образ в профессии».
- Вы встаёте в круг и выражаете приветствие группе, представляя себя в образе сказочного героя, и обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот образ. Например, будем произносить фразу «Здравствуйте, друзья». Рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица.
- Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.
«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!
- А кто же такой «современный воспитатель»! Тот, кто работает сегодня или тот, который должен быть? (Приготовить на столе ручки и листочки)
Сегодня я предлагаю нам всем вместе составить модель Современного воспитателя.
Наша совместная работа сегодня предполагает правила, а именно:
• доверительный стиль общения;
• активное участие в работе;
• уважение к говорящему.
Сегодня мы с Вами будем условно обозначать каждую составляющую мини-записью или мини картинкой. Будем наносить полученные записи или картинки на белый лист бумаги. И посмотрим, что у нас получится. Это напоминает… предложите свои варианты? Это начало знакомой многим из вас интеллект карты. Сегодня Вы выступите в роли молодого специалиста. Вам предстоит доработать начатую мной интеллект карту,
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
1. «Попробуй разгадай» Я Вам предлагаю разгадать в чем кроется успех воспитателя. Сейчас Вы будете называть личностные качества воспитателя не просто так, а на заданную мною букву. И тем самым мы разгадаем ключевое слово.
(ДОБРОТА) ЗАПОЛНЯЕМ 1 БЛОК (пишим ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА и перечислите самые важные на Ваш взгляд)
2. «Работа профессионала».
Из предложенного списка выберите несколько важнейших профессиональных компетенций, необходимых педагогу.
Объективность
Точность восприятия.
Стремление к успеху
Отказ от угроз и авторитарности.
Независимость и чувство нового.
Эмоциональная устойчивость
Самостоятельность.
Высокий уровень интеллекта и общей культуры
Деловитость
Самокритичность
Принципиальность.
Эмпатия (способность к сопереживанию и пониманию)
Жизнерадостность
Владение компьютером
Самообразование
Курсы
Речь (грамотная, образная)
Методы и приемы
Поиск информации
Управление стрессом
Коммуникативные навыки
И как вы поняли, что вторым блоком нашей работы будет ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (запишите или нарисуйте профессиональные качества современного воспитателя
3. «Сотрудничество» Предлагаю Вам послушать стихотворение, собственного сочинения:
Приходит в детский сад малыш,
К нему навстречу ты спешишь
Успокоишь и приветишь,
На вопросы его ответишь.
К каждой семье подход надо найти,
Ведь в воспитании нам по пути.
В работе с родителями есть разные формы,
Бывают обычные и нетрадиционные.
Но залог успешного воспитания –
Партнерство, сотрудничество и понимание!
– Начинаем педсовет.
На повестке дня вопрос:
Как внедряете вы ФГОС!
Кто желает, так сказать, «выступнуть».
Я уверенна, что Вы знаете, о каком блоке пойдет сейчас речь. Правильно, о взаимодействиях педагога с детьми, родителями и в коллективе.
Нужно выбрать карточки
Воспитанники (инд. Раб, игровые ситуации, одобрение, предметно –развивающая среда)
Коллектив (педсоветы, семинары, мастер классы. открытые просмотры, стажировка. наставничество
Родители (собрания, родительские лектории, консультации, утренники,
Общество
Администрация района или города
И третий блок называется «СОТРУДНИЧЕСТВО» и проделайте аналогичную работу.
4. «Яд кураре»
Приглашаю сесть на стульчики и предлагаю, сидя на стуле, исполнить танец. Представьте, что в ноги танцоров попали стрелы, смоченные ядом кураре. Он обладает парализующим действием. Яд начинает действовать, он обездвиживает сначала лишь ноги танцоров, но у них есть туловище, руки, голова, и эти части тела продолжают танцевать. Яд поднялся до бедер, далее у танцоров отнимаются туловище и руки. Но есть еще голова и шея, и танец продолжается. Когда голова и шея тоже обездвижены - танцоры могут танцевать губами, ушами, бровями.
Вы догадались о каком блоке сейчас пойдет речь? Совершенно верно АКТИВНОСТЬ. Вам нужно выбрать карточки
Механическая активность
Физическая активность (утренняя гимнастика, турпоходы)
Химическая активность
Биологическая активность
Социальная активность (общественно-политическая деятельность, учебно-профессиональная деятельность, трудовая деятельность)
Психологическая активность ( психические функции: мышление, память, восприятие, внимание связаны с обработкой информации, принятием решений, решением проблем)
Духовная активность (религиозная практика, медитация, философские размышления, творчество, саморазвитие и поиск гармонии с собой, и окружающим миром)
Записываем или изображаем АКТИВНОСТЬ и определяем виды активности, подходящие для современного воспитателя
5. «Пройди по подиуму и продолжи пословицы
Встречают по одежке (провожают по уму)
Салоп на меху, а рыльце (в пуху)
Не одежда красит человека, а человек (одежду)
Доброе слово и кошке (приятно)
Спроси громом, ответят (ливнем)
Кто не смог взять лаской, не возьмет и (строгостью)
Наверное, вы догадались, что следующий блок нашей карты – это ИМИДЖ воспитателя. И выберите карточки
Дресс-код
Тактика общения
Деловой Этикет
Высокий самоконтроль
Экспрессивность (владение речью, жестами, мимикой)
Авторитетность
Уважение прав и свобод личности.
Давайте заполним нашу интеллект карту.
6. «Исполни песню» и «Пантомима»
А теперь я попрошу Вас вспомнить и исполнить по одной строчке песни о семье, о членах семьи, про дом.
Изобрази пантомимой своё хобби. И следующий, заключительный блок ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ». Выберите карточки
Семья
Домашние животные
Хобби,увлечения
Встречи с друзьями
Путешествие
Ну а теперь посмотрим на созданную нами интеллект-карте. Молодцы, у вас получилось замечательно. А теперь ответьте на несколько вопросов, пожалуйста. Скажите, смогли ли Вы создать модель современного воспитателя? Остались ли у вас какие-либо предложения по созданию идеальной модели воспитателя? Как вы считаете, такая наглядная карта способна подтолкнуть молодого специалиста к саморазвитию?
Упражнение «Моё настроение».
Сейчас я предлагаю Вам открытый микрофон. И хочу, чтобы Вы поделились своими впечатлениями о нашей с Вами работе. Что понравилось, а что нет? Спасибо за искренность.
Благодарю за работу. Созданная нами интеллект - карта- это продукт моего мастер класса. Пусть он Вам останется как памятка «Каким должен быть современный педагог» Желаю всем мечтать, развиваться, самосовершенствоваться, Ставьте цели и добивайтесь их. Пусть с помощью педагога-наставника сбудется мечта каждого молодого специалиста и он станет успешным и востребованным воспитателем.