ирина латухина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать
1 слайд Игры широко распространены в системе дошкольного образования. Сегодня вспомним, а кто-то познакомиться с играми, которые можно использовать для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
2 слайд Фонематический слух имеет большое значение в формировании правильной речи. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей, это одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, составляющие звуковую оболочку слов. Фонематический слух начинает развиваться с рождения в височной зоне правого полушария: сначала грудничок начинает прислушиваться к бытовым звукам (шум воды из-под крана, какие-то стуки, щелчок выключателя, это предпосылки к формированию фонематического слуха. Далее ребёнок способен различать родные голоса, интонацию и к 3 годам, считается, что фонематический слух сформирован.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2023
3 слайд Нарушенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений в процессе коррекции различных нарушений речи.
4 слайд Этапы формирования фонематического слуха
1. Узнавание и дифференциация неречевых звуков.
2. Различие высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков.
3. Различение фонем, слогов, слов близких по своему звуковому составу.
4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
5 слайд Работа по формированию фонематического слуха начинается уже со 2-ой младшей группы, с узнавания и различение неречевых звуков (используются голоса животных, музыкальные инструменты, звуки природы и окружающего мира). Используются игры и упражнения на угадывание голосов и различение шумов, упражнения на определение источника шума («Угадай, что шумит?», «Где звенит будильник?», «Найди игрушку»).
Главная цель у этих игр - Формирование фонематического слуха и восприятия через узнавание и различение неречевых звуков.
Хочу с вашей помощью продемонстрировать игру «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОРОБОЧКА». (ИГРА)
6 слайд Узнавание и различение неречевых звуков переплетается и тесно связано с этапом - различие высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков.
7 слайд ИГРА «ГРОМКО - ТИХО»
Цель: Узнавание и различение высоты и силы одинаковых неречевых звуков.
Дети должны сказать, какой заяц играет на барабане. Большой заяц играет громко, а маленький – тихо.
8 слайд Со средней группы уже переходим к этапу - различение фонем, слогов, слов близких по своему звуковому составу. Обычно при нарушении фонематического слуха у детей нарушена дифференциация парных согласных по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласных звуков.
9 слайд Работа всегда начинается с дифференциации гласных звуков в начальной позиции.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Исключить слово, которое начинается с другого звука.
10 слайд Игра «Собери вещи?»
Цель: развивать фонематический слух, через дифференциацию звуков С – Ш в начальной позиции слов - разложить предметы со звуком С и со звуком Ш в свои чемоданы (Света и Шура собрались путешествовать….)
11 слайд В работе эффективны игры, цель которых – развитие фонематического слуха и слухового внимания без опоры на наглядность и с использованием атрибутов-ассоциаций.
Без опоры на наглядность Игра «Внимательные ушки» Игра «Хлопни – топни» Игра «Сядем-встанем»
С использованием атрибутов
Игра «Камень и подушка»
Игра «Лёд – трава»
Эффективен приём повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками (Д/и «Запомни, повтори», Д/и «Телефон»).
12 слайд 4 этап - Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, самый сложный для детей этап, так как развитие фонематического слуха идёт через узнавание и определения позиции звука в слове, последовательности звуков, деление слов на слоги. Вся эта работа требует от детей определё нных мыслительных операций: анализа и синтеза.
13 слайд Игра «Волшебники», в данном случаи работа со звуком Ш.
- Сейчас вы будите волшебниками. Вы будите превращать слова, которые я вам буду называть, в новые, заменяя первый звук на звук Ш. У меня есть волшебная палочка, кому я её дам, тот и будет превращать слово, взмахивая палочкой.
14 слайд Игра «Новоселье»
- Вот новый дом, этот дом необычный, его построили для слов, в названии которых есть звук М. В первом ряду снизу вверх будут жить слова, которые начинаются на звук М, во втором ряду – слова, в названиях которых, звук М находится в середине слова, а в третьем ряду – будут жить слова, в названиях которых звук М стоит последним. В этом нам помогут картинки, давайте назовём их.
15 слайд
Дошкольный возраст является важным периодом в формировании и развитии фонематического слуха и восприятия у детей. Сформированный фонематический слух – это хорошая профилактика, чтобы в начальной школе у детей не стали проявляться разные формы дисграфии и дислексии.