Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников»

ирина латухина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд Игры широко распространены в системе дошкольного образования. Сегодня вспомним, а кто-то познакомиться с играми, которые можно использовать для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

2 слайд Фонематический слух имеет большое значение в формировании правильной речи. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей, это одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, составляющие звуковую оболочку слов. Фонематический слух начинает развиваться с рождения в височной зоне правого полушария: сначала грудничок начинает прислушиваться к бытовым звукам (шум воды из-под крана, какие-то стуки, щелчок выключателя, это предпосылки к формированию фонематического слуха. Далее ребёнок способен различать родные голоса, интонацию и к 3 годам, считается, что фонематический слух сформирован.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников“» размещена в разделах

3 слайд Нарушенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений в процессе коррекции различных нарушений речи.

4 слайд Этапы формирования фонематического слуха

1. Узнавание и дифференциация неречевых звуков.

2. Различие высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков.

3. Различение фонем, слогов, слов близких по своему звуковому составу.

4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

5 слайд Работа по формированию фонематического слуха начинается уже со 2-ой младшей группы, с узнавания и различение неречевых звуков (используются голоса животных, музыкальные инструменты, звуки природы и окружающего мира). Используются игры и упражнения на угадывание голосов и различение шумов, упражнения на определение источника шума («Угадай, что шумит?», «Где звенит будильник?», «Найди игрушку»).

Главная цель у этих игр - Формирование фонематического слуха и восприятия через узнавание и различение неречевых звуков.

Хочу с вашей помощью продемонстрировать игру «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОРОБОЧКА». (ИГРА)

6 слайд Узнавание и различение неречевых звуков переплетается и тесно связано с этапом - различие высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков.

7 слайд ИГРА «ГРОМКО - ТИХО»

Цель: Узнавание и различение высоты и силы одинаковых неречевых звуков.

Дети должны сказать, какой заяц играет на барабане. Большой заяц играет громко, а маленький – тихо.

8 слайд Со средней группы уже переходим к этапу - различение фонем, слогов, слов близких по своему звуковому составу. Обычно при нарушении фонематического слуха у детей нарушена дифференциация парных согласных по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласных звуков.

9 слайд Работа всегда начинается с дифференциации гласных звуков в начальной позиции.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Исключить слово, которое начинается с другого звука.

10 слайд Игра «Собери вещи?»

Цель: развивать фонематический слух, через дифференциацию звуков С – Ш в начальной позиции слов - разложить предметы со звуком С и со звуком Ш в свои чемоданы (Света и Шура собрались путешествовать….)

11 слайд В работе эффективны игры, цель которых – развитие фонематического слуха и слухового внимания без опоры на наглядность и с использованием атрибутов-ассоциаций.

Без опоры на наглядность Игра «Внимательные ушки» Игра «Хлопни – топни» Игра «Сядем-встанем»

С использованием атрибутов

Игра «Камень и подушка»

Игра «Лёд – трава»

Эффективен приём повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками (Д/и «Запомни, повтори», Д/и «Телефон»).

12 слайд 4 этап - Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, самый сложный для детей этап, так как развитие фонематического слуха идёт через узнавание и определения позиции звука в слове, последовательности звуков, деление слов на слоги. Вся эта работа требует от детей определё нных мыслительных операций: анализа и синтеза.

13 слайд Игра «Волшебники», в данном случаи работа со звуком Ш.

- Сейчас вы будите волшебниками. Вы будите превращать слова, которые я вам буду называть, в новые, заменяя первый звук на звук Ш. У меня есть волшебная палочка, кому я её дам, тот и будет превращать слово, взмахивая палочкой.

14 слайд Игра «Новоселье»

- Вот новый дом, этот дом необычный, его построили для слов, в названии которых есть звук М. В первом ряду снизу вверх будут жить слова, которые начинаются на звук М, во втором ряду – слова, в названиях которых, звук М находится в середине слова, а в третьем ряду – будут жить слова, в названиях которых звук М стоит последним. В этом нам помогут картинки, давайте назовём их.

15 слайд

Дошкольный возраст является важным периодом в формировании и развитии фонематического слуха и восприятия у детей. Сформированный фонематический слух – это хорошая профилактика, чтобы в начальной школе у детей не стали проявляться разные формы дисграфии и дислексии.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников»
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 05:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые приёмы для развития фонематического слуха у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ирина латухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД