Оксана Кривцова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель. Демонстрация и распространение методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством использования их в организации детской музыкальной деятельности.
Задачи:
• Организация профессионального общения педагогов по проблеме;
• Повышение профессиональной компетенции педагогов-участников;
• Совершенствование практических навыков;
• Мотивация участников к широкому использованию здоровьесберегающей технологии и её элементов.
Методы и приё мы: словесный, практический наглядно-двигательный.
План проведения мастер – класса :
Теоретическая часть:
Вступительное слово музыкального руководителя на тему «Значение музыкальных занятий в сохранении и укрепления здоровья детей».
Демонстрационная часть:
Взаимодействие с педагогами с показом эффективных форм и методов здоровьесберегающих технологий.
Итоговая часть:
Рефлексия, подведение итогов работы мастер – класса.
Музыкальный руководитель.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это не только проведение музыкальных занятий, а организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :
• валеологические песенки – распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии;
• дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности;
• артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем;
• игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата;
• пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление;
• речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность;
• музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Ход мастер – класса.
Музыкальный руководитель : Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Вступление:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Скажите громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Я предлагаю всем вам исполнить валеологические песенки «Утром солнышко встаёт» и «Я иду», простой текст и мелодия которых, поднимает настроение детям, задаёт позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшает эмоциональный климат на занятии, подготавливает голос к пению.
Валеологическая песенка «Утром солнышко встаёт»
для детей 3-5 лет
Утром солнышко встаёт выше, выше, выше встают на носочки, руки поднимают вверх
Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже руки опускают
Хорошо, хорошо, солнышко смеётся хлопают
И под солнышком всем весело живётся «топотушки» вокруг себя
Валеологическая песенка-разминка «Я иду»
Идём по кругу, взявшись за руки и поем все вместе:
1. По деревне я иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!
Улыбаюсь на ходу! Па-рам, па-рам, па-ру-ру!
Здравствуй, улица моя! (остановились, разводим руками)
Мы с тобой – друзья! (взялись за руки)
2. По деревне я иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!
Улыбаюсь на ходу! Па-рам, па-рам, па-ру-ру!
Детский садик вижу я, (остановились, приложили руку к козырьку)
Здесь мои друзья! (берёмся за руки и качаем ими)
Музыкальный руководитель :
После исполнения песенки можно предложить детям обнять друг друга. Это дает возможность воспитывать добрые, теплые чувства друг к другу.
Важное значение имеет дыхательная гимнастика, которая способствует укреплению физиологического здоровья детей (без речи, формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох- длинный выдох, тренирует силу вдоха и выдоха, развивает продолжительный выдох.
Теперь мы с вами тренируем правильный вдох и выдох.
Дыхательное упражнение «Звукоподражатель».
Разделимся на две команды:
Одна команда с помощью листьев озвучит шум леса.
Шумит лес: ш-ш-ш.
Другая команда, надев пчелок на палец, изобразит жужжание этих насекомых. Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)
Воспроизведем звуки природы вместе после вдоха, на выдохе.
А теперь похвалим себя.
Упражнение «Обними плечи»
(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг с другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Упражнение можно выполнить 4 раза, затем несколько секунд – отдых и упражнение повторить вновь. Итак, 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.
Артикуляционная гимнастика
Способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных (Е. Косиновой, Т. Куликовой).
Результат:
- повышаются показатели уровня развития речи детей.
- певческих навыков,
- улучшается память, внимание.
Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение
«Улыбочка-трубочка».
Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Сейчас мы с вами выполним оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.
«Корова»
Ранним-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»
Глубоко вдыхаем ртом, медленно выдыхаем и «мычим», при этом легко постукиваем указательными пальцами по ноздрям.
А теперь тоже самое с постукиванием пальцами носогубных складок.
«Пчелы»
У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар!
«Хорошо любой поймет, если есть зимою мед!»
Держим руку на шее и произносим поочередно: «Ж- ж – ж» и «З- з-з»
Игровой массаж
Делая самомассаж, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок легко может этому научиться в игре. (Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной)
А мы с вами будем знакомиться с музыкальной грамотой.
Круговой массаж «Филармония веселых ноток»
(Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу)
Я мечтаю стать артистом Круговые движения двумя руками по спине по Знаменитым пианистом. часовой и против часовой стрелке
Чтобы музыку играть, Имитация игры на фортепиано
Буду ноты изучать.
Нарисую нотный стан, Проводят линии по спине
Непохожий на орган.
На спине танцует луч - Рисуют скрипичный ключ на спине
Это- мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот
Семь веселых звонких нот!
Чтобы их запоминать, Мнут верхний плечевой пояс
надо спинку нам помять.
-Села утка на гнездо. Пощипывание спины
Это-будет нота ДО.
-Спит собачка во дворе. Поглаживание спины
Это- будет нота РЕ.
- Кошку с дерева сними. Массаж головы
Это- будет нота МИ.
-По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине
Это- будет нота ФА.
-А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине
Это- будет нота СОЛЬ.
-В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине
Это- будет нота ЛЯ.
-В море блещут караси. Волнообразные движения руками по спине
Это- будет нота СИ.
Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой
Знаю полный звукоряд
Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ По очереди называют ноты
Пальчиковые игры
Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
«Веселится детвора»
Тр-р-р-машины загудели, «Заводят мотор» руками
Вж-ж – ж – колеса засвистели!
Отойди в сторонку, Грозят пальцем
На площадке – гонки!
Обгоняет всех лисица Пальчиками правой руки «бегут»
На машине голубой, по левой руке.
А за нею кукла мчится, Пальчиками левой руки «бегут»
Машет зрителям рукой. по правой руке.
Мишка в красном колпачке Стучит кулачками по коленям
Едет на грузовичке.
Зайка тоже очень рад: Пальчиками «бегут» по телу вверх
Дали зайке самокат. до шеи.
Вот и финиш. Стоп. Руки скрестить на груди,
похлопать ладошками по плечам.
Ура! Руки вверх.
Веселится детвора! Хлопают в ладоши.
Речевые игры
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция.
Речевые игры решают такие задачи как:
- Развитие музыкальных и творческих способностей детей (эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память, ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух, чувство ритма.
- Формирование у детей представления о форме, структуре музыкального произведения,
- Развивает звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй,
- Улучшает дикцию детей,
- Способствует развитию речи детей посредством использования пальчиковых игры,
- Побуждают детей импровизировать в различных видах деятельности,
- Укрепление голосового аппарата,
- Учит выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
Речевые игры имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре позволяют детям импровизировать, раскрыть свой творческий, актерский потенциал.
Речевые игры проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
«Обезьянки»
Речевая игра со звучащими жестами
Обезьянки
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Обезьяна на печи. Шлепки по коленям
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Поиграть я с ней хочу. Притопы
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.
Музыкальный руководитель :
Так как, мы говорим о музыкальных занятиях предлагаю речевую игру с музыкальными инструментами.
Речевая игра с музыкальными инструментами
«Матрешки и Петрушка»
Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию.
Вот пришли веселые матрешки.
Тук-тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук-тук!
Мы на ложках заиграли.
Туки-туки! Туки -тук!
Наши ложки заплясали.
Туки-туки! Тук-тук-тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка,
Трень -трень!
Он принес ребятам погремушки,
Трень -трень!
Погремушки зазвенели-
Трень – трень - трень! Трень – трень - трень!
Звонко песенку запели-
Трень - ди, трень - ди, трень –ди - трень!
Тук - тук, туки –тук,
Трень – трень – трень – ди - трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
Музыкальный руководитель : Давайте похлопаем себе. Замечательный оркестр получился у нас. Какие вы молодцы!
На этой веселой ноте я заканчиваю свой мастер-класс.
Итак, сегодня я познакомила вас со здоровьесберегающими технологиями, которые применяются на музыкальных занятиях.
Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (музыкальный руководитель берет корзинку с шариками.)
Есть у меня шарики мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раздам я вам,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.
Звучит музыка. Музыкальный руководитель раздаёт шарики. Педагоги открывают шарики. В ходе обсуждени собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки
1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
2. В одиночку не одолеешь и кочку.
3. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.
4. Играть играй, да дело знай.
Музыкальный руководитель :
Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:
Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой дружной садовской семьи,
Где педагоги, родители и дети
Живут в мире, дружбе, любви!
Мир без искусства
Всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка – главное чудо на свете,
И с детства - наша путеводная звезда.
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
Благодарю всех за участие!