Алехина Оксана
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : раскрытие сущности понятия «Цветомузыкальное восприятие», особенностей его развития у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Конструирование, поделки
- Темочки
Нововведения, происходящие в системе образования, принятый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования требуют обновления содержания образовательных программ и поиска новых качественных подходов к эстетическому развитию детей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ставит своей целью развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового отношения к произведениям искусства в живописи, музыке, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.
В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.
Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий:
• содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств;
• методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно : от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства;
• организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством).
Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.
Еще выделяется принцип инвариантности - мы предлагаем детям похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете», где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дадут ребятам скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации "рисуем музыку", а роль учителя отводится искусству.
Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребенок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать ее настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.
Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.
Впервые музыку и цвет связал композитор Александр Николаевич Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».
На самом деле это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке говорящих.
Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.
Существует программа В. В. Богдановой «Музыкальная палитра» (Более подробно с данной программой возможно познакомиться в «Справочнике музыкального руководителя» №2,3,4 за 2015г., которая разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и рассчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» искусства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.
Существует два компонента показателей способности детей к соотнесению эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета :
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к сопереживанию, навыки слушания музыки и уровень воображения, способность к различению музыкальной формы (умение отслеживать изменения характера звучащей музыки и умение реагировать на них);
2. Показатели уровня развития представлений детей об эмоциональности цвета, такие как способность детей фантазировать на тему «Настроение цвета», создавать разнохарактерные непредметные цветовые композиции, а так же ряд технических умений и навыков.
Цикл занятий включает три блока: "Мир цвета", "Цветомузыка", "Музыкальная форма", каждый из которых направлен на ознакомление детей с той или иной структурной составляющей процесса "восприятие-воспроизведение". Рассмотрим подробнее каждый блок.
Первый блок «Мир цвета»
Посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций.
В предварительной работе рекомендуется знакомить детей с произведениями живописи, колорит которых передает анализируемое настроение, а также расширять и уточнять словарь эмоций детей и представления о нюансах эмоциональных состояний.
Дети занимаются поиском способов передачи настроений в цвете, знакомятся с произведениями живописи, анализируют их колорит и выявляют цветосочетания и цвета, выражающие эмоцию.
Конечно, в одиночку с такой работой не справиться. Поэтому очень важную роль играет педагог по ИЗО, который возьмет на себя весь начальный этап подготовки. Беседа с детьми о цвете, о возможности его смешивания, об отношении детей к тому или иному цвету, цветовые ассоциации, так же она познакомит детей с произведениями великих художников, обсуждая и обращая внимание детей на то, как художники передавали те или иные настроения, времена года, чувства в своих картинах.
Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль?
Слайды с репродукциями картин:
Рисуем радость, страх
1. А. Матисс. Вид Колиура. (1906) (Цвета-составляющие Радости)
2. П. Боннар. Средиземное море. Триптих. (1911) (Теплая радость погожего дня, лень от жары, улыбка)
3. И. К. Айвазовский. Утро на море. (1849) (Радость-улыбка, приветствие утра, ожидание встречи)
4. К. Моне. Регата в Аржантее. (1872) (Радость-веселье, приподнятое настроение, радостное ожидание праздника, свежесть)
5. Дж. Сарджент (1908) Акварели (Радость и полнота жизни)
6. В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам "Хрустальная гора" (Битва Ивана со змеем) (Страшный-злой) и "Баба яга" (Похищение девочки) (Страшный-таинственный, пугающий).
7. К. Брюллов «Последний день Помпеи», 1833 (страх, отчаяние, бегство)
Рисуем ласку, тревогу
1. В. Борисов-Мусатов «Сон божества», 1905 (нежность, ласка)
2. А. Дерен «Стволы деревьев», 1912 (тревога, предгрозовое напряжение)
3. А. Дерен «Тропинка в лесу Фонтенбло», 1912
Рисуем покой, грусть
1. З. Е. Серебрякова «Озими», 1910 (спокойное раздолье)
2. В. Г. Чернецов «Вид Саратова при закате», 1860 (умиротворение)
3. А. Куинджи «Ночь на Днепре», 1882 (спокойная темнта, сон)
4. И. Глазунов «Петербург Ф. М. Достоевского», 1956 (грутный, хмурый, тоскливый)
5. В. Ван-Гог «Натюрморт с бутылками», 1884 (грустное ожидание)
6. Микеланджело Меризи де Караваджо «Смерть Марии», XVII в. (грусть, скорбь, отчаяние)
7. М. Чюрлёнис «Соната весны. Скерцо», 1910 (светлая грусть, надежда)
Практическое задание «Портрет настроения»
Материал: краски гуашь, кисточки, бумага с квадратами 14x14 см.
Первый блок посвящен обучению детей технике выбора и смешения цветов в процессе рисования без музыки непредметных цветовых композиций (Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний) на темы «Настроения» и обогащению представлений о выразительных особенностях цвета.
Чистые и яркие цвета (красный, желтый, зеленый) присущи радостному приподнятому настроению
Пастельные мягкие оттенки (розовый, сиреневый, бледно-зеленый) кажутся более нежными, ласковыми
Серые холодные тона характеризуют грусть
А черный в сочетании с другими темными тонами вызывает ощущение страха.
Не без удивления мы отметим, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.
Рисование «цветовых настроений» способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И, оказывается, вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своем языке. Рисуем радость и страх – какие разные получаются работы. Два контрастных эмоциональных состояния – и ребята с легкостью выбирают из известных им оттенков самые подходящие: теплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие градации: ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные, светлые цветовые пятна, используя приобретенный навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть – сближенные эмоциональные состояния. И все же, даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый МИР ЦВЕТА!
Этот этап носит предварительный характер. Дальнейшая работа связана с рисованием под музыку.
Видеоролик «Прелюдии Шопена. Картины польских художников»
Центральный блок - «Цветомузыка»
Целью является развитие цветоэмоциональной отзывчивости на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более сознанными, могут исчезнуть.
На всех занятиях этого блока используется следующая схема:
1. В самом начале педагог просит ребят закрыть глаза и послушать первые такты музыки, а также попытаться представить себе, какие цвета кажутся наиболее подходящими для передачи ее настроения.
2. Потом педагог предлагает открыть глаза и начать работу с палитрой. По желанию можно начинать с квадратов, нарисовав простым карандашом ориентировочные линии, которые помогли бы в композиционном освоении пространства листа.
3. Музыку необходимо повторять до тех пор, пока последний ребенок не закончит работу, но после первых 2-3 повторений надо спрашивать, хотят ли дети прослушать еще раз. Средней длительности произведение (5-6 мин.) возможно повторять 6-7 раз по просьбе детей.
Название занятий может подсказать педагогу, с помощью каких слов или невербальных подсказок активизировать внимание детей перед началом занятия и настроить их на внимательное слушание музыки. Педагог может сам выбрать определения доминирующего настроения на занятии, но описывать музыку, еще не начавшую звучать, не рекомендуется. Обсуждение должно проводиться по окончании занятия или перед началом следующего.
Рисование выполняется на квадратах 14x14 см.
Практическое задание
Материал: гуашь (12 цветов, кисти, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 14x14 см, палитра, салфетки для кистей, аудиоматериал.
Тема «Привычные гармонии: ясные чувства»
«Изобразительность в музыке : традиционные звучания» - Э. Григ «Утро» из сюиты «Пе Гюнт»
«Особые тембры» - П. И. Чайковский «Танец Феи Драже», В. А. Моцарт Симфония №22, ч. 2
«Орган: сосредоточение, серьёзность» - И. С. Бах «Хоральая прелюдия» f-moll
«Тревожная легкость – легкая тревога» - И. С. Бах «Шутка» из сюиты №5
«Подпрыгивания» - А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч. 1
«Светлая печаль без границ» - Т. Альбиони «Adagio».
Тема «Привычные гармонии: изменчивые чувства»
«Таинственность» – Э. Григ «Ноктюрн»
«Непрерывное развитие : ни минуты на месте» - М. Равель «Болеро»
«Орган: яркий свет» - И. С. Бах. Органная месса Preludium Es-dur
«Кульминация» - П. И. Чайковский Andante из балета «Щелкунчик»
«Мелодия вьётся» - Н. А. Римский-Корсаков. Шехеразада
«Музыка изменяется : то прячется, то ярко сияет» - И. Брамс. Симфония №4, ч. 2
Тема «Новые гармонии, новые чувства»
«Где мелодия?» - К. Дебюсси Три ноктюрна «Облака»
«Особые звучания» - П. Хиндемит. Соната для органа №2, ч. 1
«Дороги, просторы» - П. И Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы» соль минор, ч. 1
«Яркие краски» - А. Н. Скрябин Симфония №1, ч. 2
«Необычайная музыка» - Чарльз Айвз. Звуковые пути
Заключительный блок - «Музыкальная форма»
Заключительный блок посвящен ознакомлению детей с разнохарактерной музыкой, способами её изображения и развитию способности к различению музыкальной формы. Включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой и рондо. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность.
Для рисования используются разные геометрические формы. Детям интересно слушать объяснения о том, что музыка состоит из разных частей различных по настроению.
Практическое задание «Подбери цветные квадратики»
При реализации данной программы В. В. Богданова рекомендует на начальном этапе использовать тестовые задания «Подбери цветные квадратики» для выработки терпения, сосредоточенности, интереса к звучащей музыке.
Простая одночастная форма
Выкладывание цветных квадратиков на шаблоне «Маленький квадрат» (5х5 см). Это яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. После первого прослушивания, сопровождавшегося дирижированием, пританцовыванием и другими внешними проявлениями, следует совместное обсуждение в ходе которого дети с помощью взрослого выясняют, какое у музыки настроение и какие она любит краски, нравится ли ей, когда ее гладят кисточкой, либо кисть порхает так, что ее не удержишь.
Давайте послушаем произведение Л. Боккерини «Менуэт» и каждый из вас попытается определить характер музыки.
Как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета?
Какие цвета вам кажутся весёлыми, радостными, а какие печальными, мечтательными, может быть даже с лёгкой грустью? (Участники вправе высказывать любую точку зрения, каждый из них может «видеть» настроение по-разному).
Предлагаю каждому выбрать цветную карточку и положить её в ладошки. А теперь посмотрите, кто каким цветом обозначил прослушанную музыку.
Аудиоматериал:
Л. Боккерини «Менуэт»
Ж. -Ф. Рамо «Пение птиц» (фгармент)
Ф. Шопен «Прелюдия ми минор»
Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет влияет на настроение, самочувствие, но к каждому цвету у людей своё отношение. Один находит цвет симпатичным, другому он кажется не красивым, третьему кажется безразличным, четвёртый находит его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет.
Зеленый цвет является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый - это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.
Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки.
фиолетовый цвет успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии фиолетовый цвет иногда считают «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым слышат музыку коррекционные дети.
Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие. Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.
Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста, депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно.
Красный цвет - цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг. Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в передаче цветомузыкального образа!
Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков". (О, то, что нам надо) Желтый - это цвет изменений, разрядки, нахождение в рисунке рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.
Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь.
Контрастная трехчастная формы «АВА»
Выкладывание цветных квадратиков на шаблоне «Прямоугольник». На столе разложены разноцветные бумажные квадратики по 2 штуки каждого цвета, после чего участнику предлагается сначала прослушать небольшую пьесу контрастной трехчастной формы АВА, а затем музыку с малоконтрастными частями и подобрать квадратики в соответствии с изменением характера музыки. Каждый новый квадратик нужно положить рядом с предыдущим, в момент изменения характера музыки. При этом первый и третий квадратик должны быть одного цвета.
Аудиоматериал:
«Шествие кузнечиков» С. Прокофьева
Фрагмент третьей части сонаты №17 Л. Бетховена.
Контрастная трехчастная форма «АВА» со вступлением и заключением «аАВАа»
Выкладывание цветных квадратиков на шаблоне «Сегмент». Развитие способности детей уловить момент перехода от второй части к третьей и вернуться к первоначальному цвету так, чтобы прослеживалась схема «АВА» и «аАВАа».
Аудиоматериал:
М. Глинка «Арагонская хота»
М. Мусоргский «Слеза»
Форма рондо
Рисование формы рондо на круге-кольце. Послушать пьесу и посчитать количество частей, загибая пальчики. После беседы об особой форме этой пьесы и рассказа про музыкальный круг, дети слушают музыку второй раз.
Попробуйте представить себе какого цвета музыка? (слушают).
После прослушивания: Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает. Сравните звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было ещё интересней, нарисуйте, то, что вы представляете, когда слушаете красивую музыку.
Смелее фантазируйте! Изобразите красками своё состояние, которое вам передалось с музыкой. В живописи цвет должен «звучать», быть разнообразным и богатым, подобно звукам музыки.
Предложить способ рисования: эпизоды быстрыми волнообразными движениями кисти, и точками – рефрены. Это оптимальный способ для изображения данной музыки. Он не затрудняет рисование из-за своей простоты и не тормозит процесс переключения с одного фрагмента на другой.
Аудиоматериал:
К. Сен-Санс «Аквариум» из цикла «Карнавал животных»
Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.
Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству
Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без преувеличения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом, но сказочном мире творчества и свободы.
Спасибо за внимание!