Екатерина Буряк
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольника» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
АКТУАЛЬНОСТЬ: На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска новых способов и средств совершенствования речи, как важного личностного и социального развития ребенка-дошкольника.
• Краткая аннотация проекта: Проект направлен на развитие речевой и познавательной деятельности каждого ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения различных видов деятельности.
• В проекте раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей от 3 до 7 лет, имеющих образовательные проблемы и нарушения эмоционально - волевой сферы.
Цель проекта: Обеспечение благоприятных условий для речевого развития дошкольников путем развития мелкой моторики пальцев рук.
Задачи: Установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Определить условия, благоприятные для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Определить основные направления педагогических задач по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте.
Выявить эффективные формы, методы и приемы развития мелкой моторики пальцев рук на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Новизна исследования: В работе представлены методические разработки и комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи дошкольников, представлены практические рекомендации для педагогов и родителей по решению обозначенной проблемы. Новизна заключается в том, что в работе с детьми для развития мелкой моторики мы используем такое средство и прием, как песочная игротерапия (разработал Карл Густав Юнг).
Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
- в обобщении и распространении опыта работы.
Гипотеза: Если работа по организации речевого развития дошкольников будет проходить в комплексе с деятельностью по развитию мелкой моторики у детей с учетом здоровьесбережения, то будет наблюдаться более продуктивное развитие мыслительной деятельности детей, их творческих способностей, самостоятельности и инициативы, что обеспечит формирование готовности детей к предстоящему обучению в школе.
Ожидаемые результаты:
Работая в данном направлении, нам удастся реализовать поставленные образовательные задачи:
1. Дети научаться логически рассуждать, достаточно хорошо будут развиты психические процессы (память, мышление, внимание, речь.
2. Систематическое и регулярное проведение игр и упражнений по тренировке движений пальцев поможет детской кисти рук приобрести хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений рук.
3. Одним из навыков, который должен быть сформирован при поступлении детей в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики, способствующий успешному обучению в школе.
4. Стимуляция двигательной функции руки приведет к устранению недостатков речи, в частности, к совершенствованию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, интонационного и темпо-ритмической стороны речи
Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:
• эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
• подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
• педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
Для решения задач проекта были определены методы и приё мы:
• метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения;
• игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
• наглядные, словесные методы;
• наблюдение, собеседование, тестирование;
• анализ результатов деятельности;
• учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой
Анализ результатов опыта работы:
• - тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
• - прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
• - возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
• - считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;
• - у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
• - дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
• - в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.
• Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
• Материалы данного опыта также помогут в работе логопедам, дефектологам, психологам дошкольных учреждений, будут полезны родителям для занятий с детьми в домашних условиях. В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно педагогам, которые будут использовать данный опыт, необходимо:
• 1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.
• 2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а также по развитию речи.
• 3. Создавать предметно-развивающую среду для совместной и индивидуальной деятельности ( свободный доступ предметов: трафареты, пластилин, бумага, бросовый материал, конструктор и т. д.).
Заключение.
• Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
• Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.