Дина Усенко
Мастер-класс «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно - компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые разработка и освоение программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации федерального государственного стандарта.
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Задачи мастер-класса:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников.
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность.
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.
Как отмечает А. И. Савенков, экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в познавательной и продуктивной формах. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
К познавательной форме экспериментирования можно отнести фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.
Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредованно естественными и специально созданными условиями развивающей среды.
Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:
1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.
2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания (как «ясные», так и «неясные», поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, также устойчивой мотивации содержание образовательных занятий включаются в режимные моменты (дидактические игры вопрос-ответ, на которых дети могут самостоятельно ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему, что стимулирует их познавательную активность. В группе создается «Исследовательская лаборатория».
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
МАСТЕР – КЛАСС.
Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Тема моего мастер – класса «Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольника»
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ.
И перед нами тоже встали вопросы:
-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
-Как, способствовать развитию творческого начала ребёнка?
И вот совет:
Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответы.
Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
И сейчас я предлагаювам уважаемые коллеги отправиться в увлекательное путешествие - сказку. Готовы?
Перед нами сундучок, он волшебный. нужно произнести заклинания и он откроется:
СУНДУЧОК, СУНДУЧОК ОТВОРЯЙ НАМ СВОЙ БОЧОК.
Загадка:
Девочка смешная, шкода озорная
Мишку достает
Только он все ей прощает
От досады чуть ли не ревет. (Маша)
-Жила-была девочка Маша. Однажды проснувшись утромМашавспомнила, что её другу Мишке день рождения. Взяв воздушный шарикМаша отправилась к мишке. Идя по дорогеей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, как Мишка прыгает возле своего домика увидев Машу. Мишка обрадовался, что Маша пришла его поздравить с днём рождения. Маша подарила Мишке шарик, а он лопнул у него в лапах. Мишка не расстроился так как он радовался не подарку, а своему другу.
Давайте и мы с вами коллеги проведем опыт и сделаем вывод.
Вот вам шарики и лимон. Выдавливаем сок лимона на шарик и смотрим, что у нас получается. (Шарик лопнул)
ВЫВОД: кислота соприкасаясь с тонкой резиной разъедает её.
Молодцы.
Получилось очень забавно.
Коллеги предлагаю вам ещё попробовать лимон соединив с другими веществами.
Перед вами на столе подносы с необходимыми веществами.
Опыт: ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА
Что нам потребуется:
Узкий стакан или маленькая бутылка
Макет вулкана (можно сделать из пластилина, соленого теста или бумаги - на ваше усмотрение)
Сода - 2 столовые ложки
Лимонная кислота - 2 столовые ложки
Красная гуашь - 1 чайная ложка
Моющее средство или жидкое мыло - 1 столовая ложка
Вода - 150 мл.
Ход эксперимента:
В "кратер вулкана" (в ёмкость в макете) насыпаем соду,
добавляем чайную ложку краски и жидкое мыло (моющее средство).
Смешиваем лимонную кислоту с водой и аккуратно вливаем в "кратер" и наблюдаем
Научная сторона опыта. Средство для мытья посуды помогает улавливать газ, поэтому вы можете видеть его в виде пузырьков во время реакции.
Заключение
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.