Халитова Аклима Хадиятовна
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники декупаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники декупаж»
«Человек, сделавший что-нибудь
значительное,
становится в известном смысле
другим человеком»
(Рубинштейн С. Л.)
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники декупаж“» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Декупаж
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь - каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься, и вот уже руки чешутся сделать что-нибудь красивое и желательно полезное. Начинаешь изу-чать ассортимент магазинов, и понимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать нужно уметь. Вот тут и спасает декупаж, с помощью которого дети смогут создавать настоящие произведения искусства. Из обычных вещей можно преобразить до неузнаваемости практически все: цветочные кашпо, вазы, декоративные тарелки, стаканы, разделочные доски, комоды, рамки для фотографий и многое другое.
Сейчас об этом модном и креативном виде декоративной техники знает практически каждый. Преимущества декупажа уже по достоинству оценили мастера и просто творческие люди всего мира. Эксклюзивность, развитие индивидуального стиля, постоянные обновления и усовершенствования, изысканность, актуальность и просто красота - вот характерные особенности этого вида техники, который никого не оставит равнодушным.
Актуальность опыта определяется тем, что вводятся новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Декупаж – достачно новая и интересная техника.
Техника декупажа является одним из видов аппликации. Основной и доступный материал для декупажа – трехслойные бумажные салфетки с рисунками, позволят дошкольникам выразить практически любую художественную идею. Роль «Декупажа» в области образования, воспитания весьма значительна, так как он способствует воспитанию таких качеств как воображение, художественно-образное мышление, внимание, усидчивость.
Новизна заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка детского сада и семьи.
Цель опыта :
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно – конструктивного дизайна.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Научить детей особому виду аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками, приобщать детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения.
Развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивной деятельности (декупаж);
Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, уме-ло обращаться с материалами и инструментами;
Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
Формировать оценочное отношение к окружающему миру, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
Развивать познавательную активность, общение, самостоятельность;
Развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюда-тельность, аккуратность.
Ожидаемые результаты:
Повысилось умение ориентироваться в окружающей обстановке и
уровень самосознания;
дети приобрели определенные знания о средствах художественной изобрази-тельности деятельности;
развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
Развиты способности последовательно осуществлять свой замысел, уме-ло обращаться с материалами и инструментами, составлять композиции и использование нетрадиционных методов рисования;
Сформировано положительное взаимоотношение, а также повысился уровень художественно-творческого потенциала дошкольников;
Удовлетворённость родителей работой по образовательной области «художе-ственное творчество».
Последние два года я увлеклась декупажем, сумела заинтересовать этой техникой не только детей, но и родителей, и воспитателей детского сада. Оказалось, что данная техника не сложна в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Я познакомилась с историей появления техники декупаж, изучила необходимую литературу; затем освоила приёмы декорирования.
Занятия в технике декупаж позволяют развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческие задатки детей, проявлять желание работать индивидуально и в группах, желание видеть результат своего труда, развивать эмоциональную отзывчивость, позволяет развивать пространственное воображение, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени
Работая с детьми старшего возраста, я заметила, что не все дети могут самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе, не проявляют фантазию и художественное творчество. Поэтому я решила познакомить детей с техникой «Декупаж», которая, на мой взгляд, поможет детям развить творческие способности, фантазию.
Проведя на начальном этапе мониторинг по образовательной области художественное творчество, я отметила, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. А именно это требуют стандарты второго поколе-ния.
Для решения этой проблемы, стала углублённо изучать методическую литературу, а также опыт педагогов, транслируемый в различных источниках.
Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.
Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые могли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.
По результатам выше перечисленных мероприятий разработала стратегию своей деятельности, направленную на достижение планируемых результатов. Для этого я выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как:
развитие ассоциативного мышления;
выразительность образов;
знания детей о средствах художественной изобразительности деятельности;
умение составлять композиции;
использование нетрадиционных методов рисования;
эмоциональная отзывчивость.
Используя игровую ситуацию «Интервью с художником» выяснила, что у детей недостаточно развито художественное восприятие произведений изобразительных искусств. Дети затрудняются выделять специфические средства выразительности декорирования. Недостаточно сформированы аппликативные навыки и умения. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения, работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер.
Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с худо-жественными материалами и для развития художественного восприятия, я решила использовать технику «Декупаж».
Декупаж – это техника украшения аппликации декорированием с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа, это трехслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника.
Декупаж – высокое искусство аппликации.
Википедия рассказывает нам, что декупаж (фр. Decouper – вырезать) – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
Декупаж может быть как самостоятельным видом творчества, так и использо-ваться в сочетании с различными видами и стилями росписи, органично дополняя друг друга.
Для декорирования в технологии «декупаж» используются различные шкатулки, предметы интерьера, декоративные доски и многое, многое другое.
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием тональных и колористических ритмов.
Работа именно с «декупажем», как с аппликацией и коллажной техникой, позволяет кроме прочего прививать детям внимание к выразительным характеристикам фактур. Также работы, выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше, воспринимаются родителями детей.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале не-точным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Используемые материалы и инструменты:
Для создания модели мы выбрали следующие инструменты и
принадлежности:
1. Объект для декорирования. Это могут быть книги, свечи, посуда, цветочные горшки, шкатулки, флаконы, стеклянные бутылочки, мебель и даже музыкальные инструменты. Любые поверхности; но желательно однотонные и не слишком тёмные.
2. Салфетки для декупажа. Трехслойные салфетки всевозможных расцветок и моти-вов.
3. Ножницы (маникюрные или специальные для декупажа). Лучше и удобнее использовать в вырезании мелких деталей на салфетках ножницы с заострёнными концами.
4. Кисти. Для декупажа нужно брать плоские мягкие кисточки шириной в 1-2 см (для тонкой работы) и более широкие для крупных предметов. Ими удобнее как наносить клей и лак, так и разглаживать поверхность.
5. Клей. Предпочтительнее брать специальный клей для салфеток прозрачный акриловый клей, или же использовать клей ПВА.
6. Лак. Существует большое разнообразие: с блеском, глянцевый, матовый, на акриловой основе, на водной основе и другие. Всё зависит от желаемого эффекта и от обрабатываемой поверхности.
7. Грунт акриловый.
8. Краски акриловые.
9. Спонжи.
Технология работы :
Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
1) выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
2) грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
3) трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
4) вырезаем или обрываем по краю рисунка;
5) отслаиваем салфетку (нам нужен только первый слой рисунка);
6) на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
7) клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую ки-сточку;
8) фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами, а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т. д.);
9) заключительный этап работы - нанесение лака, выполняет только воспитатель в отсутствии детей.
Подготовительная работа к занятию.
Провожу необходимые беседы по технике безопасности, рассматриваем картины, иллюстраций, фотографии по теме, читаем или заучиваем необходимый художественный материал, наблюдаем за живыми объектами, проводим дидактиче-ские или подвижных игры и т. д., это все зависим от тематики выбранной работы.
Подбираем стандартный наглядный и раздаточный материала, а также используем нетрадиционный бросовый, природный материал, который очень привлекает детей. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить.
Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливаю необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка. При проведении занятий, учитываю их сложность, некоторые провожу по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в группе. Прежде всего, я приступила к созданию условий, необходимых для занятий изобразительной деятельности. Собрала в одном удобном и доступном для детей месте нужные для изобразительной деятельности инструменты и материалы.
Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды, в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведён уголок для работы в технике «Декупаж». Я слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы материал был в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Создания такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в самостоятельной деятельности, проводя опыты под моим наблюдением и самостоятельно.
Работу проводила одновременно по трем направлениям:
работа с детьми;
обогащение предметно-развивающей среды;
работа с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы:
рассматривание произведений искусства (экскурсии, занятия с использованием слайдов, просмотр иллюстраций, открыток, рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства);
беседы с детьми;
дидактические игры;
наблюдения;
упражнения;
экспериментирование;
образец;
показ способов изображения;
совет;
слушание музыки.
Работа проводится в три этапа.
На первом этапе расширяла представление детей о создании образов в технике «декупаж»; экспериментировали с различными материалами и инструментами, использовала нетрадиционные способы.
На втором этапе формировала умение создавать образ в салфеточной аппликации; в условиях совместной деятельности, детей учила согласовывать свой замысел с замыслом других детей и взрослых.
На третьем этапе дети реализовывали свой творческий замысел самостоятельно: создавали декоративные изделия для кукольных интерьеров, украшения в подарок.
Итоги мониторинга образовательной области художественное творчество показали, что:
1. у детей развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художе-ственных произведений;
2. возросла выразительность образов в декоративной технике;
3. обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
4. расширился опыт составления композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
5. развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
6. у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Деку-паж», результатом которой были мини-выставки по следующим темам: «Волшебный декупаж», «Мы – декораторы», «Новогодняя открытка», у многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность в конечном результате.
Считаю, что изобразительное творчество детей – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение ими мира, на их творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Работа в технике «Декупаж» обеспечивает общекультурную подготовку, прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в стандартах второго поколения
Методические рекомендации родителям:
1. Фрагменты салфеточных рисунков лучше не вырезать, оставляя ровный контур, а осторожно вырывать. Этот способ обеспечит более качественную стыковку срезов.
2. Прижимая салфетку кистью не допускать сильного нажима на поверхность.
3. Работу выполнять сухими руками.
4. Не рекомендуется использовать клей-спрей, так как быстросохнущий клей не позволит выполнить работу качественно.
5. При покрытии поверхности доски лаком можно дополнительно использовать декорацию бисером, пайетками, различными посыпками для достижения большего эффекта.
6. После полного высыхания доску можно декорировать, обводя контуры рисунка глиттером или специальными фломастерами.
Заключение
Эта техника открыла перед нами огромные возможности для творчества. Рабо-ты получаются интересные, но самое главное, что из-за богатого ассортимента бумажных салфеток, многообразия их тематики, мы в группе имеем теперь возмож-ность к каждому празднику изготавливать все новые и новые подарки для родителей, оформление игрушек.
Рекомендую использовать данную технику в работе педагогам, не пожалеете!
Литература
1. Вешкина О. Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. - М. :Эксмо,2008.-64 с. : ил. - (Азбука рукоделия)
2. А. Зайцева обрывной декупаж : «Искусство бумажной живописи».
3. С. Юсель. Декупаж. Самая полная энциклопедия.