Светлана Куропаткина
Мастер-класс «Что такое Лэпбук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности, изготовление тематического ЛЭПБУКА.
Оборудование: проектор, презентация «Что такое ЛЭПБУК?», лист картона формата А3, шаблоны-заготовки ЛЭПБУКА, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, скотч, степлер.
№ слайда Название слайда Речь педагога
1 слайд Название Приветствую вас, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению ЛЭПБУКА.
Публикация «Мастер-класс „Что такое Лэпбук?“» размещена в разделах
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или ЛЭПБУК.
2 слайд Что такое ЛЭПБУК? Что же это такое?
Это сравнительно новое средство обучения, пришедшее к нам из зарубежной педагогики.
В дословном переводе с английского языка ЛЭПБУК (lapbook) значит «наколенная книга». По - другому, ЛЭПБУК называют «тематическая папка», «книжка раскладушка», но суть от этого не меняется.
ЛЭПБУК представляет собой интерактивную папку с кармашками, конвертиками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой собраны материалы по определенной теме, которую можно изготовить самостоятельно.
При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
3 слайд Зачем нужен ЛЭПБУК? Для чего делают такие книжки?
ЛЭПБУК - это хороший способ для ребенка, играя закрепить пройденный материал.
Все материалы ЛЭПБУКА соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Значение для педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка :
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
4 слайд Модель взаимодействия «Дети-родители- педагоги» Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя и родителей в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
5 слайд Преимущества использования ЛЭПБУКА В чем же преимущества использования в своей работе с детьми ЛЭПБУКА?
ЛЭПБУК помогает :
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- разнообразить даже самую скучную тему;
- простому способу запоминания;
- объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
6 слайд Соответствие требованиям ФГОС ЛЭПБУК отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
7 слайд Этапы создания ЛЭПБУКА Если у вас появилось желание изготовить ЛЭПБУК, давайте поэтапно разберем, что для этого надо?
1. Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.
Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы: зима, осень, транспорт и т. п. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых эти знания являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивно, например: снег, снегирь, санки…
2. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный : Теперь надо продумать его содержание, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это можно разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
Работа с залом.
Предложить написать план ЛЭПБУКА по изучению темы «Серая ворона» и набросать примерное его содержание (план).
8 слайд Макет ЛЭПБУКА
«Лето» Макет, спроектированный в программе "Компас-3D". Шаблоны для будущего ЛЭПБУКА можно спроектировать на компьютере, например в программе "Компас-3D". На картинке ниже вы можете увидеть, как выглядит ее рабочее пространство.
9 слайд Макет ЛЭПБУКА
«1 сентября» Макет, выполненный от руки, нарисованный на бумаге формата А4.
Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, для создания ЛЭПБУКА это не помеха. По сути, рисовать чертеж от руки даже удобнее - меньше шансов промахнуться и что-то не учесть. И если вы не собираетесь тиражировать свои ЛЭПБУКИ, то никакой дополнительной программы вам не надо.
10 слайд Необходимые материалы Теперь можно приступать к сборке ЛЭПБУКА. Что для этого необходимо приготовить?
- распечатанные шаблоны ЛЭПБУКА (можно на цветной бумаге);
- картонная папка-основа или лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (раздаю буклеты);
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры;
- скотч;
- степлер.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
8 слайд ЛЭПБУК «Серая ворона» А теперь рассмотрим готовый вариант оформления ЛЭПБУКА «Серая ворона». В нем представлены материалы для знакомства ребенка с образом жизни и повадками этих птиц.
9 слайд Содержание ЛЭПБУКА «Серая ворона» В него входит 9 развивающих заданий.
Работа с залом.
Предлагаю вам поучаствовать в процессе сборки данного ЛЭПБУКА.
11 слайд Виды обложек Давайте рассмотрим возможные варианты оформления обложек ЛЭПБУКА.
12 слайд Виды элементов ЛЭПБУКА А теперь перейдем к элементам ЛЭПБУКА, которые можно использовать при его оформлении, по разному комбинируя их в разных папках.
Предлагаю вашему вниманию наглядные примеры оформления, выполненные мною и заказанные по сети интернет: ЛЭПБУКИ «Русские-народные промыслы» и «Математика вокруг нас: цифры в стихах, пословицах и загадках»
Итоги.
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы способствует развитию личности, мотивации и способностей ребенка.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, чтобы подвести итог и услышать от вас обратную связь, я предлагаю вам на листочках бумаги шаблон руки.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение (в 5-ти бальной системе).
Большой – для меня было важным и интересным то, что я услышала.
Указательный – по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно информации.
В самой ладошке - пожелания на будущее.
Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в ЛЭПБУК, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Необходимо отметить, что применение ЛЭПБУКА на занятиях и в свободной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая ЛЭПБУК, им приходится детализировать информацию по центральной теме ЛЭПБУКА, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание ЛЭПБУКА. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с воспитателем.
ЛАМИНИРУЕМ!