Дарья Безверхова
Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.
Задачи:
1. Познакомить с технологией лэпбук.
2. Показать возможности технологии лэпбук в систематизации, структурировании информации.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Технология лэпбук и ее применение“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
3. Повысить уровень мастерства педагогов.
Ход мастер класса:
1. Вводная часть
Доброе утро! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Тема мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»
- Что такое инициатива?
Инициатива – это активность в начинании нового дела, вовлекая туда окружающих людей.
- Где проявляется инициатива ребёнка?
Инициативность ярче всего проявляется в общении, игре, экспериментировании, в продуктивных видах деятельности.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Ребёнок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, но, когда ребёнок не проявляет инициативы взрослым нужно принимать меры.
И моя задача как воспитателя – создать ситуации, которые побуждают его активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений. Я стараюсь при первых затруднениях не спешить на помощь к ребёнку, а лучше дам совет, задам наводящий вопрос, который поможет ему активизировать свой имеющийся опыт, нацелит на поиск решения, тем самым вызовет у ребёнка чувство гордости от успешных действий.
Однако, чтобы поддержать детскую инициативу нужно создать условия.
- Какие условия необходимы для поддержки инициативы?
- разнообразная предметно-развивающая среда, которая должна постоянно меняться.
- выбор ребёнком сотоварищей (сотворцов);
- обращение ребёнка к взрослым на основе собственного побуждения;
- стремление ребёнка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках, схемах, постройках). В настоящее время существует множество игр, материалов для развития детей.
Изучая методическую литературу, столкнулась с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое меня заинтересовало. Оно многофункционально и направлено на поддержку детской инициативы, называется лэпбук.
Данное пособие я использую в работе с дошкольниками и нахожу его эффективным.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Показ лэпбука
2. Основная часть
-Создание лэпбука – это длительный процесс, растянут во времени.
- Как изготовить лэпбук?
-Создание лэпбука – это длительный процесс, растянут во времени.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления лэпбука нам понадобится какой-то плотный материал или картон.
• Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму шкафа, причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой).
• Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.
• Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы лэпбука.
-Самое главное определить «тему» будущей книги.
Прием «Ух ты» Опыт для детей «В поисках муки»
Для опыта нам потребуется тарелка с продуктами. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.
Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и мелкую моторику.
Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, мука окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с мукой – сине-фиолетовыми.
Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а фрукты и овощи нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах муки нет.
-Догадались, про что лэпбук будет?
-Правильно, МУКА!
Материал, который собран в лэпбуке :
1. Картинки с видами зерновых культур.
2. В кармашке "Откуда хлеб пришел" картинки на эту тему:
3. Кармашек "Профессии"- дети рассматривают картинки и подбирают название профессии (пекарь,кондитер, комбайнер,агроном
4. Стихи, пословицы, книжка с загадками.
5. Игра " Из чего пекут хлеб".
6. Игра "Найди отличия".
7. В кармашке разрезные картинки "Испеки хлеб".
8."Найди и прочитай виды хлебобулочных изделий". (слова наклеены по всей папке) .
9. Обложки сказок, в которых есть упоминание о хлебе и его разновидностях. ("Колобок", "Колосок", "Гуси - лебеди", "Красная Шапочка", "Маша и медведь", "Крылатый, мохнатый да масляный".(вспомнили сами ребята и сделали надпись "почитай! ")
Практическая работа для фокус группы
1. Схема приготовления клейстера
««Рисование клейстером»
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
2. Аппликация квиллинг «Пшеничный колос»
3. Рисуем краской из муки
Например : можно ли изготовить краски из муки? (интерес детей).
Материал для изготовления красок:
мука 0, 5 кг, соль 5 ст. ложек, растительное мало 2 ст. ложки, вода, блендер, морковь, свекла, апельсин, пищевые красители.
Способ приготовления
Для основы наших красок смешали муку и соль, добавили немного воды и масло. Размешали все очень тщательно, чтобы не было комочков. Лучше это делать с помощью бленкера. Должна получиться масса с консистенцией сметаны. Добавляем нужный краситель желаемого цвета и смешиваем с основой. Рисуем приготовленной краской.
3. Заключительная часть, рефлексия
Технология известна во всем мире как лэпбук, в нашей стране как интерактивная папка или книга маленьких секретов, недостаточно распространена, заслуживает пристального внимания дошкольного образования. Это универсальная технология позволяет работать педагогам, которые ориентированы на разные области развития детей.
1. Отличается степенью вовлеченности ребенка, в создании этой книги.
Например : ясли – просто листать, открывать окошки, подготовительная группа – могут сами изготовить лэпбук, применив навыки систематизации материала.
2. Интересная форма работы с родителями.
3. Дальнейшее использование – создание архива для рассматривания и изучения детьми дошкольного возраста.