Ольга Алиева
Мастер-класс «Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми использую блоки Дьениша. Золтан Пал Дьениш венгерский математик, психолог, педагог, профессор Шербрукского университета. Родился 11.09.1916- 11.01 2014 г. г. (97) в Австро – Венгрии, детские годы прошли в Венгрии, Австралии, Италии и Франции. С детства увлекался математикой, закончил Лондонский университет, получил докторскую степень по математике, в дальнейшем, чтобы лучше понимать мыслительные процессы, получил дополнительную степень по психологии.
Публикация «Мастер-класс „Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Свободно владел французским, итальянским, венгерским, немецким и английским языками. Был женат на подруге детства с которой прожил 68 лет, до её смерти в 2006 г., пять детей 14 внуков. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Разработанные в 60х годах, блоки популярны во многих странах и применяются до сих пор. Они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно - три свойства одновременно. Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырёх форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трёх цветов (красный, синий, желтый); двух размеров (большие, маленькие); двух объёмов (толстые, тонкие). Наряду с логическими блоками применяются карточки (5х5, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Понадобятся и карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать информацию о них. Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойства становится мостиком к словесно- логическому мышлению. Прежде чем приступить к играм и упражнениям предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Все игры и упражнения даны в трёх вариантах. 1). вариант – умение оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы). 2). вариант – умение оперировать сразу двумя свойствами. 3). – умение оперировать сразу тремя свойствами.
«Засели домики» (показ материала)
Цель: Развитие классификационных умений.
«Загадки без слов» (показ материала)
Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.
«Построй дом» (показ материала)
Цель: Развитие логического мышления, внимания.
Нужно всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребёнок ошибаться и не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Также в работе использую палочки Кюизенера комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представление о числе, основы счёта, умение измерять предметы. Дети быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий, в игре усваивают понятия: «между», «длиннее», «шире», «одна из», «неодинаковые», «одинаковые» и т. д. Также используют плоский вариант этого пособия, каждая палочка – это число, отображаемое цветом и величиной, т. е. длиной в сантиметрах (2х2, 2х4, 2х6, 2х8, 2х10, 2х12, 2х14, 2х16, 2х18, 2х20). С математического взгляда, палочки - это множество, в котором присутствуют отношения соответствия (одинаковые числа обозначают одинаковые по цвету и длине палочки) и порядок чисел: 1,2,3,4. От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных количественных характеристик. Работу палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться выложить различные узоры, предметы. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно – ролевой игры с палочками.
ЛИТЕРАТУРА: Л. Комарова «Как работать с палочками».
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
Был сделан материал для работы с учебно – игровым пособием логические блоки Дьениша счетные палочки Кюизенера.