Марина Шестова
Консультация для воспитателей «Палочки Кюизенера как дидактическое средство в уголке занимательной математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития конструктивных умений, сообразительности, находчивости, самостоятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики.
Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики :
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
- Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
- Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
- Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.
Содержание уголка занимательной математики
1. Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
2. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
3. Математические развлечения : загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, игры – головоломки.
4. Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
5. Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
6. Шашки, шахматы и другие настольные игры.
7. Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т. д.).
Одним из таких дидактических пособий, рекомендуемых для работы с дошкольниками, являются палочки Кюизенера. Очень советую всем попробовать организовать работу с этим материалом.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками, а также и самостоятельно.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
Этапы обучения.
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет).
И подробнее остановлюсь на наглядных альбомах и пособиях с заданиями для детей, которые помогут в работе.
Альбом-игра «Волшебные дорожки» - яркое и красочное методическое пособие. Альбом включает в себя 13 заданий с красочными иллюстрациями и подробными комментариями. С первых страниц альбома ребенок попадает в сказочный мир любимых героев, «побродить» с которыми по волшебным дорожкам будет намного интереснее. Умело подобранные задания по принципу «от простого к сложному» в игровой форме научат ребенка различать цвета, сравнивать предметы по количеству и величине ориентироваться на плоскости.
Методический комплект «На злотом крыльце» - содержит весь необходимый дидактический материал для занятий со счетными палочками Кюизенера.
Здесь Вы найдете игры и упражнения, схемы и пояснительные рисунки, кроссворды, задания на умение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.
В состав набора входят два блока с материалом к играм и упражнениям.
1 блок для детей 3-5 лет,
2блок для детей 5-9 лет
Альбом – игра «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. В альбоме 13 листов с красочными иллюстрациями. На картинках изображены герои любимых сказок ребенка: Красная шапочка и серый волк, Дюймовочка и Буратино, и многие другие.
Выкладывание палочек на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности, ведь палочки ничем не крепятся, а значит нужно делать все осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные палочки.
Игра «Кростики. Посудная лавка» продолжает серию игр с международным дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера» (для детей 5-8 лет)
«Посудная лавка» - это три игры в одной, направленные на развитие интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Пособие представляет собой папку, содержащую 15 листов с заданиями и пояснениями. Включает в себя 3 вида заданий. Каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятия веселее и интереснее.
Игра 1. Конструируем посуду по каталогу образцов (учимся работать по схеме). На листах изображена самая разная посуда и схемы, по которым нужно выложить изображение с помощью палочек.
Игра 2. Конструируем посуду на рабочих листах.
Рабочие листы для этого варианта игры разделены на клетки. Столбики обозначены буквами, а строки цифрами (как в игре «Морской бой»). В правом верхнем углу изображен предмет, который надо выложить, а в левом нижнем углу – его схема (для самоконтроля).
Наличие букв и цифр позволит проводить «слуховые диктанты» вы называете координаты и цвет палочки, которую надо положить, а ребенок выкладывает узор на рабочем листе.
Игра 3. Завершаем замысел мастера (задания на симметрию)
Схема изображает только половину изображения. Вторую симметричную половину ребенок должен достроить с помощью палочек. Этот игровой материал будет способствовать: развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; умению сравнивать, работать по схеме, считать и отсчитывать, ориентироваться на плоскости, переносить на схему свои собственные проекты; знакомству с симметрией, с цифрами; умению добиваться результата и развитию самостоятельности.
Если регулярно играть с ребенком палочками Кюизенера, то ребенок получит количественные представления, научится определять состав числа, вычислять, конструировать по схеме. Значит, учиться в школе ему будет легко.