Старокожева Олеся Алексеевна
Мероприятие «Масленица хороша — широка её душа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Масленица»
Цели:
-Вспомнить с детьми традиции масленичной недели;
-Пробуждать у детей любовь и уважение к культуре своих предков, посредством собственного участия в празднике;
-Совершенствовать межличностные отношения со сверстниками и педагогами;
-Развивать физические качества ребё нка в процессе игры: ловкость, силу, смекалку, речь.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Публикация «Мероприятие „Масленица хороша — широка её душа“» размещена в разделах
Ведущий I : Здравствуйте, гости дорогие! Вслушайтесь в эту музыку. Она прекрасно передает состояние природы в начале февраля, когда повсюду происходят важные перемены. Февраль — месяц неожиданностей, погодных перемен — зимобор, потому что с зимой борется.
Ведущий II : В феврале звенит первая робкая капель, вытягивающая длинные хрустальные сосульки, появляются воронки-затайки у одиноко стоящих деревьев, стекленеют южные склоны сугробов. В народе про февраль говорят: пора слепящего солнца и света, предчувствие, прелюдия, предтеча весны.
Ведущий I : В русской народной песне поется:
Пришел месяц бокогрей,
Землю-матушку согрел,
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозовичу.
2. Определение темы.
Февраль богат традициями, обычаями, обрядами, приметами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны — Масленица
Ведущий II :Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет.
Ведущий I :Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. "Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, крепких браков и здоровых детей", — писал А. Куприн. Масленица — семейный праздник, и мы сейчас, ребята, собрались большой семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
Главное на масленице – гостевание. Родственники, друзья, соседи, знакомые ходили друг к другу. Хозяева с удовольствием принимали гостей, угощали их, выставляя на стол всё, что только могли. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. В этот день основное внимание уделяется угощению.
3. Основная часть.
Звучит песня «Как на масленой неделе».
Ведущий II :
Нынче Лакомка у нас!
Угощенье — это раз!
Объеденье — это два!
Пляски, игры прямо у стола!
Отгадайте, что за блюдо мы в загадку превратили?
Мы рецепт для вас прочтем
И ответа подождем!
Конкурс «Отгадать название блюда по прочтенному рецепту»
Ведущий I :Приготовить сдобное кислое тесто, увеличить в 2 раза количество сахара. Разделать тесто на шарики, дать им расстойку 20—25 минут. Жарят так же, как пирожки. Сложить на блюдо и обсыпать сахарной пудрой. ( Ответ:Пончики.)
Ведущий II :Пропустить говядину, свинину, лук и чеснок через мясорубку, посолить, поперчить, добавить молока и яйцо хорошо размешать до пышности, приготовить тесто и слепить. ( Ответ:Пельмени.)
Ведущий I :Белый хлеб, вымоченный в молоке, лук, обжаренный в сливочном масле, и мясо промолоть в мясорубке два раза, добавить специи, перемешать, сделать изделия, положить на раскаленную сковородку и обжарить в жире. Затем поставить в духовку и печь до готовности. ( Ответ:Фрикадельки.)
Ведущий II :Мясные продукты залить водой в кастрюле, поставить на огонь и варить до полной готовности. Свеклу нашинковать, обжарить на сливочном масле. Добавить лук и ложку муки, смешанной с бульоном. В бульон положить нарезанную капусту, через пятнадцать минут добавить свеклу. В конце положить сметану.
( Ответ:Борщ.)
Ведущий I :Мясо нарезать на куски, натереть солью, жарить с луком до полуготов-ности. Добавить нарезанную морковь и поставить в духовку. Через пятнадцать минут положить картофель и жарить с мясом и морковью, поливая бульоном. ( Ответ: Жаркое)
Ведущий II :Творог выдержать под прессом, протереть сквозь сито, добавить сметану и растертое свежее сливочное масло, соль, сахарный песок, перемешать и выложить в форму. ( Ответ:Пасха.)
Ведущий I :Свеклу, картофель и морковь отварить, охладить, нарезать кубиками, смешать с квашенной капустой, добавить зелёный горошек. Заправить подсолнечным маслом. ( Ответ:Винегрет.)
ВедущийII :
Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скорого-воркой произносили следующее приветствие: "Звал - позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Приезжай ко мне в гостина широкий двор на горах покататься, в блинах наваляться, сердцем натешиться. ". После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица!".
Ведущий I :А мы вам предлагаем нарядить свою Масленицу, а точнее даже две. Конкурс 1: «Наряди Масленицу» (кто быстрее нарядит ученика в Масленицу)
А пока ребята будут наряжать Масленицу, все остальные будут заняты делом.
Соревнование: «Доскажи поговорку»
Ведущий II :
Блины брюхо не…. (портят).
Не все коту …. (масленица).
Хочет, чтобы сорок лет была…. (Масленица).
Не житье - бытье, а …. (Масленица).
Масленица идет, блин да… (мед несет).
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у …. (Весны).
На горах покататься, в блинах (поваляться).
Масленица объедуха, деньгам (приберуха).
Один пирог два раза не. (съешь).
С кем хлеб-соль водишь на того и. (походишь).
Не вкусив горького, не узнаешь и. (сладкого).
Сам заварил кашу, сам и. (расхлебывай).
Кашу маслом не. (испортишь).
Хочешь есть калачи, не лежи на. (печи).
Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду…. (лезть).
Заварил кашу, так не жалей. (масла).
Не разбивши яйца, не сделаешь. (яичницу).
Не сули бычка, а дай стакан. (молочка).
Блины и то. (надоедают).
Остатки. (сладки).
От черной курочки да белое. (яичко).
От черной коровы да белое. (молочко).
Ведущий I :
Конкурс 2 «Накорми гостя досыта».
В конкурсе участвуют 2 пары учеников. Один участник с завязанными глазами должен накормить блинами другого
Ведущий II :
Конкурс 3 «Метатели блинов»
Для конкурса необходимы «блины» (бумажные диски из плотной бумаги). Каждый игрок (4-6 учеников) получает бумажный диск. Все участники становятся на одну линию и по команде ведущего бросают свой диск. Выигрывает тот игрок, чей «блин» улетит дальше.
Ведущий I :А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок. Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе "на посиделки" — там царило веселье и обязательно загадывались загадки.
Слушайте внимательно, очень занимательно:
Чего нет в капусте, ни в свекле, ни в репе, а есть в моркови,огурце, помидоре? (Буквы "О").
Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла (По земле).
Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
Отчего гусь плавает? (От берега).
Какой в реке камень? (Мокрый).
Несла баба в корзине 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).
В одном месте метров двести. (Клубок).
Четыре четырки, две растопырки, один вертун и два — как яхонты. (Кошка).
На весь мир хватает и во все щели пролезает. (Свет).
Ведущий II :
Стоит медный великан,
А под ним пустой стакан.
Пышет пар, блины шкварчат,
Все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами…
(Самовар)
Масленица к нам пришла,
И блинов в дар принесла.
— Зима, уходить тебе пора.
Ведь приходит к нам она,
Долгожданная…
(Весна)
Сувениры и блины,
Самовары, пряники,
Ты на праздник приходи,
Посети же…
(Ярмарку)
Среди праздничных затей
Есть забава для детей.
В стороне, дружок, не стой!
Начинаем снежный …
(Бой)
Нынче песни, пляски, шутки,
Бубенцы, гармошки, дудки.
Взялся за руки народ –
Закружи нас, …
(Хоровод)
Ведущий 1:
Все становимся в хоровод.
Игра «Золотые ворота».
Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. 4-5 человек, образуя цепочку бегают в ворота через круг и за ворота пока звучит музыка. По окончании музыки ворота захлопываются. Кто остался в кругу становится с другими участниками в хоровод, остальная цепочка двигается дальше.
Ведущий II :
Конкурс 4 «Шапка»
Играют по два мальчика. По сигналу они должны сбить с головы друг друга шапки. Упавшая на землю шапка противника – признак победы. Шапку рукой держать нельзя и поправлять её тоже нельзя.
Конкурс игра-забава 5 «Валенок»
Из покон веков зимой на Руси, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок.
Ох, и холодно стоять, надо братцы поиграть!
Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!
В шеренгу строятся все желающие. На одной ноге надет валенок, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставится конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.
Молодцы ребята, поиграли, а теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.
Конкурс 6 «Найди своих» — шуточная потешная викторина
Участники делятся на две равные команды. Всем завязывают глаза и рассредоточивают по комнате. Одна команда мяукает, другая хрюкает. Какая команда быстрее соберется вместе – та и победила.
Ведущий I :
Конкурс игра 7 «Забери девицу».
Принимают участие два мальчика.
Кто больше соберет в свою деревню невест из зрителей, пока звучит музыка, тот и победитель.
Ведущий I : Поднимайся, настроение -
К нам Масленица идет без промедления!
Каждый день на Масленицу имел свое определенное название, а вы знаете, как называются дни Масленичной недели?
Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день
Понедельник (встреча)
А у меня ещё вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит весёлый наигрыш,
А вторник у нас (заигрыш)
Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием (лакомка)
Ведущий II :
Он и чистый, и широкий –
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовётся (разгуляй)
Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела –
Есть блины, кататься с горки.
Это – (тёщины вечёрки)
А теперь пришла суббота.
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся, словно белки,
Это (золовкины посиделки)
День последний подошёл,
Великий пост с собой привёл.
В последний день едим блины печёные,
А зовётся воскресенье (прощёное)
С вами мы поговорили, дни недели повторили.
Ведущий I :Еще одна из традиций на Масленицу было принято кататься на лошадях. У нас вместо резвых скакунов будут мётлы
Конкурс 8 «Катание на метле»
Дети делятся на команды и обогнув кегли, соревнуются в беге на метле.
Игра 9 «Загадочный веник»
Дети становятся в ряд и передают друг другу веник, декорированный атласными лентами, бумажными цветочками, колосками и пр.
Всё это происходит под быструю мелодию. Когда музыка замолкает, веник оказывается в чьих-то руках. Этому ребёнку предстоит отгадать тематическую загадку, привязанную на ленточку к венику.
1. Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) (Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха).
2. Что символизируют блины на масленицу? (солнце, луну, звёзды, планеты).
3. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой).
4. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припёком, с подоплёкой, с присказкой).
5. Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи, галушки, клёцки).
6. Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные, стёганые, выши-тые, безразмерные).
7. Кто в сказке К. И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил, медведь).
8. Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга, молот). (Это металлические диски
Конкурс 10 «Достань сюрприз»(на ниточку привязываются сюрпризы, играющий с завязанными руками пытается взять сюрприз любым удобным ему способом)
4. Подведение итогов.
Звучит русская народная песня «Блины», выносят сладости для детей, дети танцуют под веселую музыку.
С вами весело играли,
Песни пели и плясали!
А теперь пришла пора
Нампрощаться, детвора!