Любовь Кожевникова
Конспект НОД по изготовлению куклы-масленицы (обережка) «Широка Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ (ОБЕРЕЖКА)»
Выполнила: воспитатель,
Кожевникова Л. А.
Образовательные области: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Физическое развитие
Публикация «Конспект НОД по изготовлению куклы-масленицы (обережка) „Широка Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Масленица
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция видов деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из материала и ниток, изобразительная (рисование, аппликация, музыкальная, двигательная (подвижные игры, физкультминутки)
Лексическая тема: Проводы русской зимы. Масленица Вид занятия : тематическое, занятие-творчество
Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из лоскутков бумаги).
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;
- активизировать словарный запас дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;
- создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
- развивать внимание, память, связную речь;
- развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
- развивать творческие способности, фантазию.
Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы из лоскутков материала и ноток, организация выставки работ.
Подготовительная работа:
- подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы;
- рассматривание репродукций картин о Масленице;
- разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)
Оборудование: репродукции картин на тему «Масленица», схема последовательности изготовления куклы, нитки, лоскутки материала, готовая кукла «Масленица»
Ход ЗАНЯТИЯ
Как прекрасен мир вокруг.
Ты мой друг и я твой друг.
Не спеши и осмотрись,
Тем, кто рядом, улыбнись.
Подарим улыбку друг другу.
Под музыку П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»). Воспитатель показывая репродукции картин Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903 и др. (на примере Лэпбука «Масленица») напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети.
Воспитатель: Вот и прошла зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья - назывался этот праздник Масленица.
Масленица – один из наиболее ярких и любимых народом праздников.
Ее, так или иначе, отмечали все. Длилась Масленица целую неделю.
Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях картины Р. Ф. Френц передано веселье, яркость праздничного гулянья: ярмарка, хороводы с песнями и плясками, а в середине Масленичная кукла. (Рассматривание репродукций картин)
Воспитатель: На Масленицу сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками. Дети бегали по улице и громко кричали, Масленицу с весной звали.
Физминутка:
Воспитатель: Веселился народ! А вот и наш Ваня на ярмарку идет.
Что Ваня на ярмарке купить собрался?
Ваня: Селедочку.
Дети: Уже продали!
Ваня: Огурчики. Дети: Уже съели! Ваня: Яблочек.
Дети: Уже раздали!
Ваня: Так что ж осталось?
Дети: Песни, пляски, шутки, смех – хватит радости на всех!
Воспитатель: Заказывай!
Ваня: Хоровод хочу!
Воспитатель: Выходи, честной народ, становись в хоровод!
Хоровод «На горе-то калина…»
1. МОТИВАЦИЯ И ПОСТАНОВКА И ПРИНЯТИЕ ДЕТЬМИ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это кукла-Масленица
Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная? Почему вы думаете, что это старинная кукла?
Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.
Воспитатель: Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, она сделана из простых ниток и лоскутков материала. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица является сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
А хотите научиться делать своими руками из лоскутков материала и ниток куклу- масленицу?
Дети: Да.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. НАЧАЛО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАДАЧАМ НОД
Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
Выше бережка головушку несёт Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.
Воспитатель:
Вот и кончилась игра, Куклу делать нам пора.
Берем белый лоскут материала, в центр кладем кусочек синтепона, делаем шарик, заматываем его красными нитками.
Далее приматываем нитками к шее (заранее из квадратов сложенные треугольники) получаются ручки.
На конце ручек делаем ниточками кисти рук.
Берем два квадрата, каждый складываем треугольниками, и делаем сарафан, приматывая его нитками под ручками, получается талия.
Последнее повязываем на голову платочек.
Все наша кукла-масленица готова.
Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).
Воспитатель предлагает детям выбрать цвет материала.
Каждый ребенок выполняет свою куклу.
Воспитатель помогает отстающим детям.
После того, когда дети выполнять голову и туловище куклы, проводится физминутка.
Физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем
Шаги на месте.
Весну красную встречаем! Руки развести в стороны Приди, Весна-красна,
Круговые движения руками вверх, вниз.
Принеси нам тепла!
Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.
Приди, погода ясная,
Прижать руки к груди и протянуть их вперед.
Приди, солнце красное
Руки поднять вверх
Воспитатель: Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.
Вот наши куклы и готовы.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
- Как ты её делал?
- Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
В конце занятия воспитатель угощает детей блинами.