Татьяна Гаврилова
Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.
▼ Скачать + Заказать документы
Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.
В современном мире проблема нарушения речи у дошкольников и младших школьников в последние годы приобрела глобальный характер. Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности.
Темочки:
- Дизартрия
- Зубная щетка. Все о зубной щетке для детей
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- ОНР, нарушение речи
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Почему при дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп, высота и сила голоса? Потому что из центрального отдела речевого и двигательного анализатора двигательные команды передаются к периферическим органам речи по проводящим нервным путям. Когда происходит органическое поражение непосредственно двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. А так как парезы распространяются, кроме мышц губ и языка, и на нёбные мышцы, мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания, то при этом мы видим нарушение артикуляции звуков, нарушение голосообразования и нарушение речевого дыхания.
У большинства детей с дизартрией наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Именно отсутствие чувствительности речевых мышц вызывает затруднения в нахождении нужной артикуляции разных артикуляционных укладов. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий (сопутствующих движений, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования.
Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губу остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находится на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твёрдые, напряжённые. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.
Апраксия проявляется в невозможности выполнения определённых движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому.
Девиация, т. е. отклонение языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое).
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи.
В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи начинается с нормализации тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводится логопедический массаж.
Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создаёт положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Массаж языка– это процедура, воздействующая на язык, с целью облегчения воспроизведения звуков для ребенка.
Показания к применению
• Дефекты речи;
• Непроизвольное слюноотделение;
• Нарушения голоса;
• Дизартрия;
• Проблемы с произношением;
• Гипертонус артикуляционных мышц;
• Недостаточная сократительная способность лицевых мышц;
• Сбивчивое дыхание во время разговоров.
При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил.
Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.
При гипотонусе мышц языка направление массажных движений от центра к периферии, при гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные.
Чтобы выполнить логопедический массаж языка, зачастую прибегают к использованию дополнительных предметов. Наиболее применимым помощником в этом деле стала зубная щетка. Щетка должна быть небольшой по размеру и иметь мягкий ворс. Перед процедурой ее необходимо как следует продезинфицировать.
Основные массажные направления:
1. «Язычок проснулся и потянулся»
Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику или от кончика к середине языка.
2. «Солнышко»
Щёткой водить по направлениям от центра к периферии или от периферии к центру (не задевать корень языка)
3. «Ёлочка»
Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии или от периферии к центру.
4. «Ветер дует вправо»
Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо или справа налево.
5. «Дым идёт из трубы»
Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику или от кончика к корню.
6. «Ветер дует влево»
Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево
7. «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки
8. «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной
стороной щётки
9. «Большая лужа»
Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины
языка к краям
Сказки для массажа
«Осенняя сказка»
Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)
Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).
Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).
Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упражнение № 7).
Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).
Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).
«Зимняя сказка»
Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упражнение № 7).
Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).
Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).
А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).
Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).
Весь в снегу Язычок!
Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).
Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упражнение № 1).
Приступая к коррекции звуков, необходимо также знать, что артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи. Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.
Постановка звука /Р/ в положении лежа.
Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно. В данном случае в первую очередь необходим массаж языка для укрепления его мышц, только затем следует приступать к постановке звука /Р/ в положении лежа. В положении лежа язык слегка западает назад, то есть не выглядывает из-за зубов.
Логопед садится на край дивана, ребенок ложится головой на её колени. В положении лёжа ребенку предлагается с силой выдыхать из себя воздух, произнося «за» (можно «дж»). В это время логопед левой рукой удерживает подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с помощью палочки, зонда или соски вызывает вибрацию кончика языка.
Я надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Искренне желаю, чтобы массаж языка и постановка звуков лежа - помог вам и вашим детям справиться с трудностями.