Симонова Алиса
Манипуляции дошкольников с сенсорными экранами «Влияние на зрительно-моторную интеграцию»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются особенности влияния манипуляций дошкольников с сенсорными экранами на развитие их зрительно-моторной интеграции. Автор приходит к выводу, что в процессе осуществления манипуляций дошкольников с устройствами, оснащенными сенсорными экранами, не происходит в должном объеме развития зрительно-моторной интеграции, как если бы данный ребенок активно участвовал в различных видах деятельности в рамках своего возраста, включающих манипулирование предметами и игрушками, физическую активность, а также различные виды творческой деятельности.
Темочки:
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, сенсорные экраны, зрительно-моторная интеграция.
Развитие двигательных способностей человека быстро совершенствуется в раннем младенчестве и детстве. На развитие моторики на ранних этапах жизни ребенка влияют различные факторы, которые могут либо препятствовать совершенствованию моторики, либо способствовать ее совершенствованию. Маленькие дети проводят значительное количество времени за планшетами в образовательных и развлекательных целях, при этом активные игры и занятия физической культурой у таких детей ограничены [3].
Когнитивное развитие и мелкая моторика быстро оттачиваются в младенчестве и в самом раннем детстве. На эффективное моторное управление объектами влияют кинезиология мышц, скорость движения, диапазон движений и восприятие характеристик объекта. Манипулятивные навыки необходимы для расширения знаний ребенка о характеристиках объекта. Активные игры и мануальные навыки являются предварительными факторами, улучшающими визуальные пространственные и перцептивные навыки.
Моторные навыки влияют на восприятие и когнитивные способности детей и на их способность участвовать в повседневной деятельности. Качество жизни считается основным показателем психического, физического и социального благополучия субъектов. У детей с недостаточно развитыми навыками крупной и мелкой моторики качество жизни снижается [1].
Как российские, так и зарубежные авторы изучали потенциальное влияние использования сенсорного экрана на общую работоспособность ребенка, включая когнитивные способности, качество сна, визуальное восприятие и мелкую моторику [4]. Авторы пришли к выводу, что практически каждый второй дошкольник имеет навыки использования устройств с сенсорным экраном. Эти результаты можно объяснить тем фактом, что устройства с сенсорным экраном легко использовать для просмотра видео и игр. Эти устройства не требуют высших навыков мелкой моторики, поскольку их использование зависит от простых действий, таких как нажатие на экран. Кроме того, устройства с сенсорными экранами легче в управлении, нежели стационарные компьютеры.
Портативные устройства с сенсорными экранами являются наиболее популярными интерактивными устройствами для детей дошкольного возраста. Эти устройства позволяют легко их удерживать и перемещаться с ними по сравнению со стационарными компьютерами и ноутбуками.
Значительная часть детей дошкольного возраста проводят более 60 минут в день, используя устройства с сенсорным экраном. Эти результаты показывают, что детей больше привлекает этот тип технологий, чем компьютеры и клавиатуры, а также просмотр телевизора. Также длительность времени, проводимого детьми с использованием портативного устройства с сенсорным экранов, зависит от занятости родителей, которые не могут уделить совместным играм и занятиям с ребенком достаточно времени. Это приводит к снижению активности ручного труда, которая усиливается игрой с игрушками.
Исследователи отмечают, что у детей, которые поводят длительное время в занятиях с портативными устройствами с сенсорными экранами, снижается уровень развития мелкой моторики. Причина этому – сокращение времени, ранее затрачиваемого на обычные игры, предполагающие различные виды манипуляций с игрушками, элементами развивающих игр (конструкторы, пазлы и пр.) [4].
Использование стилуса при написании на экране планшета также негативно влияет на развитие навыков письма у дошкольников. Моторика написания стилусом с пластиковым наконечником на поверхности планшета отличается от письма с помощью обычного пера и бумаги, что влияет на разборчивость почерка и кинематику. Также исследователи указывают, что дети координируют внутренние мышцы пальцев и рук и генерируют значительную кинетическую и сенсорную информацию о действиях, когда манипулируют игрушками или предметами.
Кроме того, большая часть повседневной деятельности достигается за счет навыков двусторонней манипуляции руками, которые требуют нормально развитой опорно-двигательной системы с высокой степенью зрительно-моторной координации и перцептивных способностей. С другой стороны, использование сенсорного экрана зависит от простых движений рук, таких как нажатие, масштабирование, которые требуют меньшей мышечной активности, координации и ловкости. Исследователи предполагают, что использование этих устройств может привести к изменению физиологической функции мышц руки.
Также в ряде работ исследователей отмечено, что дети проводят значительную часть своего бодрствования, играя с устройствами с сенсорным экраном, просматривая видео или игровые приложения. Данная ситуация может повлиять на взаимодействие ребенка со взрослыми или сверстниками и проявляться в агрессивном поведении, социальной изоляции и нарушениях сна. Кроме того, это может повлиять на физическую работоспособность ребенка и его участие в играх, требующих активного участия со сверстниками. Наконец, цифровые технологии могут привести к поведенческим изменениям, которые мешают социальному и эмоциональному развитию ребенка [3].
Социальное и эмоциональное развитие требует сбалансированного человеческого взаимодействия. Использование цифровых технологий требует поддержки и участия взрослых, поэтому данные технологии призваны не заменить, а, скорее, улучшить человеческое взаимодействие. Соответственно, цифровые технологии могут укрепить взаимодействие ребенка с другими людьми и повысить коммуникабельность, если тип и контент приложений, воспроизводимых на этих устройствах, используются под присмотром взрослых.
Уровень зрительно-моторной интеграции детей, которые проводят длительное время с портативными устройствами, но при этом посещают дошкольные организации, согласно результатам исследований ряда авторов, выше, чем у детей, такие организации не посещающих. В детских образовательных организациях с детьми проводятся различные занятия на улучшение мелкой моторики, такие, как рисование, раскрашивание, головоломки и различные навыки предварительной подготовки, такие как рисование и копирование фигур. Также указанные занятия позитивно влияют на зрительно-моторную координацию, зрительно-моторную интеграцию и пр. Также, развитие таких навыков, как хватание, бросание, вырезание фигур из бумаги ножницами и рисование, а также формирование зрительного восприятия вместе с развитием мелкой моторики также играют важную роль в психофизиологическом развитии детей в дошкольном возрасте. Перцептивные способности приобретаются посредством манипулирования объектами, которые играют важную роль в развитии визуальных пространственных навыков [2].
Таким образом, можно заключить, что в процессе осуществления манипуляций дошкольников с устройствами, оснащенными сенсорными экранами, не происходит в должном объеме развития зрительно-моторной интеграции, как если бы данный ребенок активно участвовал в различных видах деятельности в рамках своего возраста, включающих манипулирование предметами и игрушками, физическую активность, а также различные виды творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротаева, Е. В. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста/Е. В. Коротаева// Педагогическое образование в России. – 2020. №5. – С. 23-29.
2. Шубнякова, В. А. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке / В. А. Шубникова, В. В. Фирсова // МНИЖ. – 2020. – №7-3 (97). – С. 90-93
3. S. Lovato, S. Waxman Young children learning from touch screens : taking a wider view Front Psychol, 7 (2016, pp. 1-6,
4. E. Geist Using tablet computers with toddlers and young preschoolers Young Child, 69 (1) (2014, pp. 58-63