Раиса Кузнецова
Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В переводе с санскрита "мандала" означает центр, окружность и издавна имеет духовный смысл символического отражения внутреннего мира человека. Когда-то слово "мандала" было известно лишь любителям и ценителям восточной культуры и эзотерических знаний. Будучи символическим изображением Вселенной, мандалы использовались в буддистских, индуистских практиках.
Круговые изображения, подобные мандалам, существовали у всех народов.
Публикация «Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса» размещена в разделах
Сама форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Не только "мифические", но и вполне реальные сооружения имеют форму круга: храм Аполлона в стране гипербореев был круглым, культовое сооружение Стоунхендж, построенное в 8–5 в. до н. э. состоит из нескольких кольцевых сооружений, священный храм Аркаим, бубны шаманов, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема Вселенной… Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы
В начале 20 века, известный швейцарский психолог — Карл Густав Юнг стал использовать мандалы в качестве инструмента для исследования собственной личности. Каждый день он вёл дневник, в котором в символической форме зарисовывал своё эмоциональное состояние. Чаще всего эти рисунки носили форму круга…
Позднее Юнг предложил рисовать мандалы и своим пациентам. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент и, в конце концов, пришёл к выводу, что метод мандалы — это путь к самому центру нашей личности, к открытию уникальной индивидуальности каждого.
С уверенностью можно утверждать, что именно Юнг предложил использовать мандалу в качестве метафоры нашей Самости.
С конца 70-х годов 20 века, мандала уже не просто слово, а целое направление в арт-терапии, позволяющее исследовать наше внутреннее "Я", инструмент, который используется не только в индивидуальной, но и в групповой психологической работе. Мандала-терапия стала направлением, исследующим не только отношения человека с внешней реальностью, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности.
Рассмотрим разновидности мандал и принципы работы. (Виды мандал представлены на слайдах)
1. Ритуальные мандалы.
2. Кельтские мандалы.
3. Мандала в шаманизме.
4. Христианская мандала.
5. Личная мандала.
Классификация мандал обширна и основана на разнообразии исходного материала в работе и средств изображения – это все изобразительные работы, включая коллажи, оригами, шитье, макраме, кулинарию, архитектуру, дизайн и т. д.
Задачи их применения различны:
гармонизация пространства;
эмоциональная и физическая активизация или релаксация;
развитие внимания и мелкой моторики;
сенсорная стимуляция;
развитие чувства цвета (способностью выражать и воспринимать посредством цветов и их комбинаций разные чувства);
развитие творческого воображения (креативности и вариативности мышления);
развитие чувства формы и пространственных представлений;
получение навыков работы с различными изобразительными материалами;
символическое выражение и осознание актуальных и латентных потребностей и свойств личности.
При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.
Создавая мандалу, мы в символической форме являем на свет "ребёнка", и этот ребёнок — мы сами. И тогда, работая с Внутренним Ребёнком, используя разные цвета, формы, образы, мы раскрываем свой творческий потенциал. Мы развиваем интуицию, приближаемся к пониманию насущных жизненных вопросов и личного предназначения. Исследуя творческие способности, мы гармонизируем эмоциональное состояние — через работу с мандалой происходит выход подавленных чувств и эмоций.
Мандала-терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать.
Сегодня мы создадим насыпную мандалу.
В работе с такой мандалой можно использовать самые разнообразные сыпучие материалы:
-Крашенная соль
-Крупы
-Макаронные изделия
-Камушки
-Ракушки
-Песок
-Кофе
-Бисер
-Нарезанная бумага
-Любые другие сыпучие природные материалы.
Материалы могут использоваться как в базовом варианте, так и комбинироваться между собой.
Средствами структурирующими рисунок могут быть: палочки, пластилин, глина, ткань, бумага и др.
рисунка.
Введение в работу.
Психолог: «Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображения. Нам поможет в этом особый рисунок – мандала. Его особенность в том, что он похож на круг, который мы можем заполнить разными узорами и рисунками с помощью природных материалов, которые лежат перед вами».
Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.
«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство».
Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная)
Психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».
Изготовление мандалы.
Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.
Завершение работы.
После того, как работа завершена и внесены все нюансы в рисунок (по желанию участников) мы переходим к ее художественному описанию. При желании участники могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). Членам группы предлагается сравнить свои ощущения в начале тренинга и в конце.
Не допускается ни каких интерпретаций или объяснений изображения, необходимо без оценочное отношение и констатация как феномена созданного изображения.
Вспомним, что рисунок с концентрической симметрией является не только прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным психологическим резонатором, помогающим подсознанию его автора структурировать свое психоэмоциональное состояние.
Например, на завершающем этапе в работе с изображением, участникам предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях. Данное дополнение позволяет завершить внутренний ресурсный процесс от работы с мандалой. На создателя мандалы будет положительно воздействовать цветовая и графическая композиция его работы, помогая тем самым структурировать внутреннее психологическое пространство, обеспечивая целостность личности.
В завершении работы, после того, как каждый член группы зафиксировал на фото мандалу, которая получилась, мы так же совместно разбираем ее. Ведь как говорили буддийские монахи: «Умеешь сотворить, умей и разрушить».
С помощь техники мандала-терапии можно решать массу психолого-педагогических и терапевтических задач. Начиная от коррекции групповых процессов в коллективе взрослых (эмоционально-личностный уровень отношений) и заканчивая погружением в мир детства для лучшего понимания чувств и восприятия детей (через ресурсную активацию субличности «внутреннего ребенка» у взрослого, будь то родитель или педагог).
1. Дарья Шепелева (Голубая Сфера) – художница, практикующий психолог, арт-терапевт. - Читайте подробнее на: https://www.reykinside.ru/mandaly-vliyanie-na-podsoznanie/.
2. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания. – М. : АСТ; Астрель, 2007.
3. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Речь, 2002. – 144 с.