Оксана Шкруднева
Консультация для родителей «Мама в роли логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №13 г. Шебекино Белгородской области»
Шкруднева О. Д
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [р].
Публикация «Консультация для родителей „Мама в роли логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Правильная артикуляция звука «Р» :
- губы открыты
- зубы разомкнуты
- кончик языка поднят к небу (альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол
- воздушная струя сильная
- звук «Р» произносится с голосом - звонкий
ТРЕНИРУЕМ ГУБЫ
1. Улыбайтесь, не открывая рта и максимально растягивая губы.
2. Не переставая улыбаться, откройте рот так, чтобы было видно все зубы. Не ослабляйте натяжение губ.
3. Вытяните губы трубочкой вперед, как будто собираетесь произнести звук «У».
4. Из этого положения напрягите губы, как при произнесении звука «О».
5. Широко откройте рот, как при произнесении звука «А».
ТРЕНИРУЕМ ЯЗЫК
Специальный комплекс упражнений для
формирования правильного произношения звуков (р, (р)
1. «Бегемот зевает». Открывание и закрывание рта. Медленно открыть рот, держать открытым под счет 2-5 (открыли окошко). Медленно закрыть. до 6 раз.
2. «Заборчик» (для губ). Зубы сомкнуты, губы раздвинуты в широкой улыбке так, что видны верхний и нижний зубной ряд. Держим позу на счет до 6. Затем губы расслабляются. Упражнение повторять до 6 раз.
3. «Лопаточка» Язык лежит на нижней губе расслабленно.
4. «Качели» Движения языка вверх – вниз.
5. «Грибок». Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, задержать на счет до 8-10.
6. «Лошадка». Полезно для звука (р). Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Следите, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Щелканье должно быть четким, непохожим на чмоканье.
7. «Индюк». Выработать подъем языка и подвижность его передней части. Приоткрыть рот; положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараться не отрывать язык от губы; добавить голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.
8. «Гармошка» укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка. К выполнению упражнения можно приступить, если ребенок овладел упражнением «Грибок». Улыбнуться; приоткрыть рот, присосать язык к нёбу; не отпуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки).
9. «Маляр». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо.
10. «Дятел». Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Улыбнуться; открыть рот; постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый (д).
11. «Барабанщик». Методика полностью совпадает с упражнением «Дятел». Важно соблюдать ритм барабанного боя, предложенный взрослым.
12. «Балалаечка».Вызвать ощущения вибрации языка. Предложить произносить звук (д) сначала медленно, а затем все быстрее. Положить
13.
указательный палец ребенка под язык и быстро передвигать его вправо и влево.
14. «Мотоцикл» - позволяет почувствовать вибрацию языка. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ с помещенным между губами свободным кончиком языка сначала шепотное, затем с голосом.
Стихи – помощники.
1) Широко откроем ротик, как голодный бегемотик,
А теперь закроем рот – съел морковку бегемот.
2) Светит солнышко в окошко – поиграем мы немножко.
Нет, на улице прохладно –
Закрывай окно обратно.
3) Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
4) Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
5) Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
6) Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
7) Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
8) Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
9) Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
10) Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
11) Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
12) Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
13) Барабанщик За зубами в бугорок, Бьёт широкий язычок.
14) Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
15) Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
16) Иголочка
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
17) Змейка
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
18) Индюк
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
19) Качели
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
20) Артист!
Пароход (вызывание звука)
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Л» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.