Светлана Александровна Мажова
Консультация для родителей «Не волнуйся, мама, я иду в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек рождается не в мир,
А в семью – именно здесь будет его дом,
Если родители готовы позаботиться об этом.
Отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом. Словарь растет с каждым днем и увеличивается в 3—4 раза, достигая 1500 слов. Ребенок повторяет не только новые слова, но и целые обороты речи, хотя не все понимает из того, что схватывает. С удовольствием договаривает в знакомом стихотворении слова, строчки. Малыш может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
Публикация «Консультация для родителей „Не волнуйся, мама, я иду в детский сад“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы. Одни и те же сказки можно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес не снижается. После того как книга прочитана, поговорите с ребенком о ее персонажах, задайте вопросы, попросите рассказать содержание. Сказки, рассказы надо подбирать с учетом возраста ребенка. Рассказывая или читая сказку, не забывайте о выразительности своей речи и не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами без труда запоминают, если их время от времени повторять. Их радует ритм, стихи обогащают детские переживания, развивается мышление. Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте, чтобы он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать, рассказывать содержание мишке, кукле). Приучайте ребенка бережно относиться к книгам. Если они порваны, «полечите» их.
Но, несмотря на качественное улучшение речевого развития, на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Родители замечают, что одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Многие звуки произносятся смягченно или заменяются, переставляются, опускаются. А некоторые вообще в этом возрасте произносят только звукосочетания: би-би, ам - ам, бай- бай. Это объясняется причинами, имеющую биологическую и социальную природу.
Речевые несовершенства в этом возрасте не следует считать отклонением от нормы, они вполне оправданы и закономерны. Но, не стоит ждать, пока они исчезнут сами: необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, именно в игре ребенок может многократно повторять одни и те же звуки, слова, не испытывая при этом усталости, и тем самым укрепляется речевой аппарат. У большинства детей 3 года движения языка, губ, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация более мелких движений несовершенна. Поэтому ребенок произносит многие звуки неправильно, неточно употребляет более сложные слова. Сначала ребенок должен освоить каждый звук в отдельности. Поэтому работу по выработке правильного произношения начинаем с закрепления в изолированном виде, затем в звукосочетаниях, в словах, а потом добиваться правильного и отчетливого произнесения в речи. В процессе игры развивается слуховое внимание, речевое дыхание, голос. Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, сделает колесико, произносит «О», «У». Намажьте губки ребенка сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка. Попросите улыбнуться, погрустить, нахмуриться - игровые моменты помогают снять мышечное напряжение.
Дети очень любят подражать, эти умения, в свою очередь, формируются на основе хорошо развитого слухового восприятия (умение слышать и слушать речь окружающих). Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении (играем в зоопарк). Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет. Наверняка много мягких игрушек. Расставьте по комнате, вместе с малышом подходите к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Часто дети говорят тихо, еще не умеют экономно и достаточно сильно выдыхать воздух, то есть управлять своим дыханием. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание. Для того чтобы научить ребенка продолжительному, плавному и сильному выдоху, предложите сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты (пушинки, снежинки, летом сдувать (парашютики) с одуванчиков, приводить в движение вертушки. Для тренировки дыхания произносим на выдохе протяжно гласные звуки — паровоз гудит ууу, ааа. покачаем куклу.
Если ребенок говорит тихо, сделайте вид, что не слышите, не понимаете, что он просит, предложите повторить просьбу погромче. И наоборот, малыш торопится высказать свои мысли, говорит быстро, ему необходимо напоминать о том, что надо говорить медленнее, показывать, в каком темпе надо говорить, предложить вместе произнести фразу и следить за своей речью. Малыши обычно рано перенимают от взрослых тон и манеру их речи. Живая, эмоциональная речь взрослых служит хорошим образцом для подражания. Малыш только тогда правильно передает интонации, когда хорошо понимает то, о чем говорит.
Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она развивает силу пальцев, оказывает влияние на развитие речи и развивает творческие способности малыша, дает возможность фантазировать, учит, как можно соединять детали и придумывать сооружения. Также большую роль играют в речевом развитии изготовление поделок из различных материалов: глины, пластилина, теста. Рисуйте красками, приклеивайте, рвите бумагу…в общем творите. Играйте в пальчиковые игры, они способствуют развитию внимания, памяти, обогащению словаря и использованию выразительных средств речи.
Ошибки родителей.
• Малыши подражают тому, что слышат. Нельзя разговаривать, слишком громко – дети тоже будут кричать. Научите выражать просьбы, желания спокойным тоном.
• Недопустимо употреблять в присутствии ребенка слова, которые не хотели бы слышать из его уст. Иногда ради шутки, учим ребенка произносить слово, а потом начинаем бранить, если он произносит его в игре, при обращении с близким.
• Родителям нравится неправильная речь детей, и они сами стараются говорить «детским» языком, считают, что так понятнее. Это только задерживает освоение детьми правильного произношения. Необходимо правильно произносить звуки, поправлять, если дети говорят неправильно.
Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы слова были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Чтобы то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности действовал своими руками. Гуляя с ребенком, обратите внимание и поговорите, что солнышко ярко светит, снег тает. Хорошо поговорить о том, что он видел на празднике в саду, зимой вспомнить, как летом были на море. Это развивают речь, память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. Многие родители читают детям непонятные им по смыслу стихи, сказки и ведут разговоры о том, что они еще не могут понять. Умиляет, когда ребенок пересказывает Пушкина, в этом нет ничего полезного для умственного развития ребенка. Он механически, как эхо, с трудом повторяет незнакомые слова, не понимая смысла. Это приучает его бессмысленно воспроизводить непонятные слова, пользоваться ими, не зная их значения, перегружает память. Нельзя оставлять без ответа вопросы детей. Постарайтесь понять, ответить и удовлетворить любознательность. Ребенок станет чаще к ним обращаться, что в свою очередь будет развивать его речь.
И того, как, будет происходить дальнейшее развитие, зависит от вас!