Любовь Васильева
Консультация для родителей «Поговори со мной, мама!»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще встречаются мамы, которые говорят: «Ну, объясните причину, по которой мой ребенок не говорит, а ведь ему уже 3 года, а иногда и больше?» И вот тогда я задаю вопрос: «А вы разговаривали с рождения со своим ребенком, играли?». И выясняется, мама вечно занята была, в лучшем случае покормит, поменяет памперсы, на прогулку вывезет.
Часто наблюдаю «чудесную» прогулку современных мам. Ребенок сам по себе едет в коляске, а мама в наушниках музыку слушает или по телефону «щебечет». Ребенок смотрит на нее, пытается что-то сказать жестами, лепетом. Конечно, современная цивилизация дает о себе знать! Мы, взрослые, стали мало встречаться и общаться, все времени нет, торопимся жить, не опоздать бы и теряем отпущенное нам время! Иногда хочется крикнуть маме вслед: «Оставайтесь мамой, поговорите с ребенком и вам сторицей воздастся!» С умилением, радостью смотрю на тех мам, которые беседуют с ребенком, эмоционально рассказывают им небольшие стихотворения. Кроха в ответ, что-то лепечет, улыбается или с серьезным видом сидит.
Публикация «Консультация для родителей „Поговори со мной, мама!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Мне приходится работать с детьми со сложными нарушениями, и порой встречаются те мамы, которых я видела во время прогулки.
Попытаюсь рассказать о стадиях развития ребенка от рождения до полутора лет. Может быть, кому-то это пригодится и заставит посмотреть на развитие своего ребенка иначе и не возникнут вопросы потом…
Итак, начинаем с рождения ребенка и до 8 недель. В основном, у ребенка преобладают рефлекторные крики и рефлекторные звуки. В крике звучат гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда они напоминают согласные г, к, х, но они носят рефлекторный характер. У здорового малыша крик громкий, чистый, с коротким вдохам и удлиненным выдохом.
От 2 до 5 месяцев происходит качественное изменение крика, появляются гуление и смех.
С 3 месяцев развивается интонационная характеристика крика. В зависимости от состояния малыша крик видоизменяется. Он по-разному сигнализирует о дискомфорте в связи с мокрыми пеленками, о болевых ощущениях, о чувстве голода, призывая взрослых подойти. И, конечно же, мама подходит, разговаривает с ребенком, а тот смотрит на выражение лица мамы и реагирует на ее голос. Частота крика у здорового малыша снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения. И что самое важное, малыш активнее гулит в присутствии взрослого. Чаще подходите к нему, берите на руки и особенно, когда он гулит, улыбается, пойте песни! Появляется первый смех и повизгивание в ответ на эмоциональное общение взрослых. Через 20-30 минут после пробуждения следует проводить занятия по активизации голосовых реакций. Поверьте, получите массу наслаждений! Меняйте эмоционально силу и высоту голоса, повторяйте несколько раз небольшие рифмованные строки из потешек, стихов.
От 4 до 7,5 месяцев постепенно исчезает цепочки гласных звуков и наблюдается произношение однослоговых сегментов, в которых постепенно удлиняются звуки, похожие на гласные или согласные.
Здоровый малыш начинает произносить сочетания язычных и губных согласных с гласными (пааа, мааа, лаа) и появляется первые слоги: ма, па.
От 5-7-12,5 месяцев звуки лепета малыша начинают напоминать по акустическим признакам звуки родного языка. Очень часто взрослые смешивают их с началом собственно речевого развития. Одновременно начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи, так как ребенок внимательнее относится к движениям и действия взрослого, направленные на общение с ним. Он понимает отдельные инструкции и подчиняется словесным командам («обними маму», «поцелуй папу», «дай ручку», «нельзя» и т. п.).
К 8-9 месяцам происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка: интенсивно формируется память – узнавание знакомой ребенку ситуации. Именно мама формирует у ребенка базовое доверие к миру. Болезненно малыш относится к тому, что мамы нет рядом. А при встрече с незнакомым человеком, даже когда находится на руках у мамы, прижимается всем тельцем к ней, отворачивает лицо от незнакомых ему людей, наблюдает с любопытством: «Кто это?». На этом этапе полезно свершать действия с предметами и оречевлять их: «Машинка би-би», «Ляля бай-бай», «Киса мяу-мяу» и т. п. Ребенок устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредством красочных, ярких предметов и игрушек.
Начиная с 1,3-1,6 года трудности в овладении родной речью на основе речевого подражания с каждым днем возрастают. Проводятся игры для развития подражания движениям: «Дай ручку», «До свидания», «Ладушки» и т. п.
А вот недостаточность предметно-действенного общения со взрослым, и как правило, мамы, изоляция ребенка от семьи, могут оказать довольно печальную услугу, т. е. задержать развитие речи малыша.
Следует понимать, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. И уже к 10-12 месяцам понимает название отдельных предметов, а к 1,3-1,5 годам узнает их на сюжетных картинках.
Сама по себе речь не развивается, надо уделять ей должное внимание и интерес. И, если ребенок в 2,5 года не пользуется простой фразовой речью, следует обратиться к специалистам. Надеюсь, не утомила вас.
У вас есть малыш, найдите время для него, поиграйте, поговорите!