Ирина
Консультация «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»
Огромное воспитательно-образовательное значение К. Д. Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Публикация «Консультация „Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К, Д, Ушинского“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Ушинский К.Д.
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у ребенка недостаточный опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К. Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. В связи с этим педагог писал: “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла” [10, c. 110].
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. Поэтому К. Д. Ушинский пишет : “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями” [6, c. 86].
К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры : она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К. Д. Ушинский : “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений” [6, c. 87].
К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” [6, c. 88]. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался игрой и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.
К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он [6, c. 89]. Этот завет К. Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания, а теперь претворяют в жизнь современные педагоги.
Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось” [6, c. 89].
Таким образом, мы можем сказать, что теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974.
2. Днепров Э. Д. Феномен Ушинского // www.pedsovet.su/publ/26-1-0-442
3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1982. – 447 с.
4. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. – Тбилиси, 1974.
5. Салтанов Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского // Педагогика. - 2004. - № 4.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. Т. 1 / Под ред. А. И. Пискунова. - М., 1974.
7. Ушинский К. Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С. Ф. Егоров. - М., 1994.
8. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский / Сост. П. А. Лебедев. - М., 1998.
9. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 496 с.
10. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 1. / Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. – 416 с.
11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 5. / Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. – 528 с.
12. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола / Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998.
13. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998.
14. Ушинский К. Д. Собрание соч. - Т. 9. - М. - Л. : Изд-во АПН, 1950.
15. Ушинский К. Д. Собрание соч. - Т. 10. - М. - Л. : Изд-во АПН, 1950.
16. Ушинский К. Д. Собр. соч. : В 11 т. Т. 8. - М. ; Л., 1948.
17. Ушинский К. Д. Собр. соч. : В 11 т. Т. 10. - М. ; Л., 1948.
18. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. - 1860. - N 7.