Безверхая Анастасия Александровна
Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
1. Актуальность:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.
Публикация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет» размещена в разделах
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок - румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
2. Цель: активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного народного творчества.
3. Задачи:
- привлекать детей к прослушиванию народных песенок, потешек, сказок сопровождая чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а так же прослушивании произведений без наглядного сопровождения;
- сопровождать чтение фольклорных произведений игровыми действиями;
- представлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;
- поощрять попытки прочитать текст песенки, потешки целиком с помощью взрослого;
- помогать детям играть в хорошо знакомую сказку.
4. Источники самообразования:
Интернет - ресурсы, учебно- методическая литература.
5. Срок реализации программы самообразования:
2022-2023г.
6. Представление материала:
Настольный театр, атрибуты для фланелеграфа и т. д.
7. Предполагаемый результат:
Малые фольклорные жанры будут способствовать развитию речевой активности у детей 2-3-х лет.
8. Формы представления результатов педагогической деятельности:
- создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации речевой активности у детей. ;
- обеспечения взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи:
- Консультации для родителей;
-настольный театр, атрибуты для флонелеграфа по сказкам: Репка, Теремок и т. д.
План работы по самообразованию
№ п/п Мероприятие Месяц
1 - Разработка плана по самообразованию
- Формулирование целей и задач над темой самообразования.
Сентябрь
2 -Пополнение развивающей предметно-пространственной среды,
-Игровые упражнения,
- Чтение потешек с элементами движений.
Октябрь
3 - Рассказывание сказок с использованием пальчикового театра
- Разучивание песен с движениями для детей.
-Чтение стихов с рассматриванием иллюстраций. Ноябрь
4 - Консультация для родителей: «Как организовать праздник в семье». Знакомство родителей с играми, которые можно предложить на семейном празднике (игра - драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание потешек, кукольный театр).
-Хороводные игры.
-Отгадывание стихов по картинкам и заучивание их,
-Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций.
Декабрь-Январь
5 -Проведение игр с детьми,
-Настольный театр. Февраль-Март
6 - Инсценировка сказок.
. Апрель-Май
7 -Фотоотчёт о проделанной работе. Май
Используемая литература:
1. Интернет-ресурсы.
2. Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел, кот под мосток. ,».
3. Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» .