Лариса Вячеславовна Парфенова
Конспект занятия «Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных формы
(потешки, песенки, загадки);
-учить понимать переносное значение образных выражений;
-развивать умение составлять сказки по пословицам с использованием образных выражений;
-формировать выразительность, точность речи.
Публикация «Конспект занятия „Малые фольклорные формы, Составление сказок по пословицам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пословицы и поговорки для детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Оборудование: книжки-потешки; пословицы и поговорки.
Воспитатель: Вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений. Знаете, чем отличаются эти жанры? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим о других произведениях устного народного творчества: потешках, песенках, чистоговорках, пословицах. У нас в России и в разных странах мира мамы, когда умывали и причесывали своих детей, всегда пели для них веселые песенки, потешки. Пели колыбельные, когда баюкали. И теперь многие мамы поют детям песенки. В русских народных потешках (от слов «потешать», «веселить», «развлекать») используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте.
Воспитатель и дети рассматривают книжки- потешки. Воспитатель зачитывает тексты. Дети при желании могут ему помогать.
-Какие ласковые слова вы услышали?
-Чем вам понравились потешки?
-Когда говорят потешки: «Расти, коса, до пояса», «Баю-бай»?
-А чтобы росли умными, взрослые придумали загадки. Загадки нужно отгадывать, в них только рассказывается о чем-то, а о чем именно – нужно догадаться самим.
Воспитатель загадывает загадку «Дедушка без топора мост мостит»
Дети: Мороз.
Воспитатель: Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится? (Ответы детей).
-Отгадайте следующую загадку «Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, по полю скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок. (Веник).
-С чем сравнивают веник? Почему так говорят? (Ответы детей).
-Молодцы! Попробуйте отгадать, о чем речь: «В шубе – летом, зимой – раздетым». Что за шуба у леса? Почему так говорят? (Ответы детей). Чистоговорки, скороговорки тоже придумал народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка. Скороговорки нужно повторять четко и быстро. Повторите:
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор-
Шел Егор чинить забор.
Купили Егорке салазки для горки,
Всю зиму Егорка катался на горке.
Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Какие вы знаете пословицы? Как вы понимаете пословицу «Один - за всех и все – за одного»? О ком так говорят? Вспомните известные сказки, мультфильмы, где о героях можно было бы так сказать. Как вы понимаете пословицу «Долог день до вечера, когда делать нечего»? О ком так говорят? Придумайте об этом рассказ. (Дети отвечают и выполняют).
-А теперь поиграем. Я буду говорить вам слова или выражения, а вы в ответ произносить слова, близкие по смыслу: «во весь дух», «повесить голову», «бросать слова на ветер», «льет как из ведра». (Дети подбирают синонимы).
- Я начну предложение, а вы закончите: «Начался сильный ливень, и мальчики побежали… Мальчик шел по лесу, и вдруг видит – перед ним тигр. Он остановился как… Но тут… прилетела волшебная птица…». (дети заканчивают предложения).