Анна Шаталина
Техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности
МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ, ПРИВОДЯЩИЕ К УСПЕХУ
(техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности)
А. А. Шаталина
Учитель-дефектолог
МБОУ СОШ с. Сухая Лубна имени Мозгунова А. З
Липецкого района Липецкой области
lubna48@mail.ru
2019год
Публикация «Техники и приемы работы с обучающимися с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Я убедилась, что самым главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход, учет специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Это группа обучающихся с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложнены нейросенсорными нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным недоразвитием речи.
У детей с НОДА и умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций.
При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью, слабость волевых усилий и мотивации.
Особые образовательные потребности у детей с НОДА и УО отражаются в структуре и содержании образования:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через урочную, так и внеурочную деятельность;
-использование специальных методов, приёмов и средств обучения (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное оборудование, в том числе специализированные компьютерные технологии, сочетание учебных и коррекционных занятий, обеспечивающих реализацию индивидуальных путей обучения;
-наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
-коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т. д.);
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
-максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы дома.
-практическая направленность обучения, т. е. направленность на социализацию и воспитание автономности.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) организуется «Двигательная активность» и участие в мероприятиях класса и школы силами родителей и классного руководителя.
Дети (две сестры-близнецы, с которыми я работаю в настоящее время, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и легкую умственную отсталость.
Девочки, 3 года назад, на первом занятии не смогли даже отделить от целого куска пластилина маленький кусочек, настолько у них не была развита мелкая моторика. С трудом пользовались ножницами. Работая с детьми на коррекционных занятиях подбирала задания на мелкую моторику рук. Первый год «Профильного труда» давался тяжело и мы медленно шли к цели. В этом учебном году одна ученица (Н.) легко вдевает нитку в иголку отрезает ее от катушки, делает узелок. И может шить. Вторая девочка (Е.) может вдеть иголку в нитку, отрезать ее от катушки но, при завязывании узелка у нее еще есть проблема. Но у нее появилась даже мечта, «когда я научусь хорошо шить, буду вышивать крестиком».
К заданиям девочки проявляют кратковременную заинтересованность, нервничают, если не получается. Любят игру «Лабиринты», раскрашивать по заданию, а также самостоятельно.
На логопедических занятиях каждый раз в форме игры проходили комплекс артикуляционный гимнастики, и пальчиковой гимнастики, самомассажа. Разучивали чистоговорки, скороговорки, песенки, играли в игры «Доскажи словечко», «Слова на один звук», подбирали рифмы и д р.
Сейчас у них ускорилось чтение. Они быстрее находят ответы на вопросы, и загадки.
На ритмике и двигательной активности девочки могут делать упражнения только до пояса, они не передвигаются самостоятельно, только при помощи взрослого.
С учётом индивидуальных особенностей для всех занятий подбирала необходимый дидактический материал и наглядность. Приходилось работать методом «проб». Основным методом обучения использовала беседу. Беседы проводила в процессе ознакомления с предметами и явлениями, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных и сюжетных картин.
На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, материал берется самый элементарный, посильный. Каждый ребенок работает в своем темпе.
Девочки, с которыми я занимаюсь, испытывают удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденными, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у учениц улучшается память и пространственно-логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.
Дети с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказать поддержку. Маленькие шаги, порой дающиеся им тяжелым и упорным трудом, приводят к победам. Ребенок, переживший незабываемый, счастливый опыт творчества и ситуацию успеха, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.