Татьяна Садыкова
Из опыта работы внеурочной деятельности по курсу «Я — исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность»
(Из опыта работы)
Садыкова Т. А.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Публикация «Из опыта работы внеурочной деятельности по курсу „Я — исследователь“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность. Методика проведения учебных исследований, учебных проектов, которую предлагает Александр Ильич Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Я ее использую во внеурочной работе «Я –исследователь». Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.
Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к моей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно - исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса, учебно-познавательной мотивации)
- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения)
- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы)
Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.
1. В 1 классе работу начали с коллективного проекта «Азбука». На уроках обучения грамоте знакомились с буквами, а на занятиях внеурочной деятельности каждый ученик выбрал три буквы. Предполагалось наличие на каждой странице «Азбуки» шести объектов:
Некоторые объекты мы готовили на занятии кружка, кое- какой материал подбирали дома, в работу активно вовлечены были и родители.
2. Рассказать всем о своей семье, скорее всего, хочет каждый ребенок, поэтому предлагалось организовать презентацию мультимедийных сочинений «Моя семья – моя гордость», на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.
Предварительно мы наметили план работы, определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.
В школьном конкурсе презентаций «Моя семья» мой ученик в номинации «Карта путешествий моей семьи» стал победителем.
3. Подготовили коллективный проект «Цветок дружбы» .
4. Ученики выполняют и индивидуальные проекты: «Новогодняя игрушка», «Поделки из природного материала», «Подарок маме»…
5. После изучения темы «дикие и домашние животные» по окружающему миру несколько учеников изъявили желание рассказать о «Домашних питомцах», подготовили индивидуальный проект. Я была только «за» и на занятии дети защищали свой проект.
6. Также подготовлены были и следующие проекты: «Наше творчество», «Первый класс-спортивный класс», «Первые победы первоклассников», «Почему нам интересно ходить в библиотеку», «Почему я горжусь своим дедом», «Воспитатель с большой буквы», «Поклон героям» и много других.
7. Проект «Неделя добрых дел» групповой. Одна группа подготовила в бумажном варианте «цветок доброты», на каждом лепестке добрые дела. Другая группа подготовила видеофильм.
8. Большая подготовительная работа была организована перед проведением урока - проекта «Моя малая родина» : продуктом проекта были рисунки, которые приняли участие во всероссийском конкурсе.
Ребята также принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
В копилке у нас больше пока проектов, т. к. мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.
Итак, предполагаемые результаты:
Формирование УУД через проектную деятельность позволит :
обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.