Людмила Колпакова
«Магнит-волшебник». Экспериментально-познавательное занятие для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Магнит-волшебник экспериментально-познавательное занятие для детей 4–6 лет.
Воспитатель: Колпакова Людмила Александровна.
Цель.
• Обучающая. Познакомить детей с понятием «магнит». Формировать представлений о свойствах магнита – притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, пластик, стекло).
• Развивающая. Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты.
• Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес и наблюдательность.
Оборудование.
Публикация «„Магнит-волшебник“, Экспериментально-познавательное занятие для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
• магниты (каждому ребёнку,
• различные металлические предметы (скрепки, гайки, шайбы, шурупы, булавки,
• лоскутки ткани, бумага и картон,
• предметы из дерева (деревянный карандаш, матрешка,
• предметы из пластмассы (пластмассовая пуговица, деталь конструктора,
• стеклянные банки, пластиковые стаканы,
• конверт с письмами от сказочных героев,
• волшебная рукавичка, посылка с подарками,
• ауди аппаратура.
Ход занятия
Дети стоят в кругу и произносят слова:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три - волшебство скорей приди!
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Вы, согласны?
Дети. Да.
Звучит мелодия «В гостях у сказки». Дети садятся полукругом.
Воспитатель. К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? (Да.) Почтальон мне сказал, что волшебное письмо можно взять только волшебной рукавичкой. А рукавички – то у нас нет. И вот я и отправилась по магазинам, и посмотрите, что я нашла. (Показывает рукавичку)
• Как вы думаете, в чём заключается волшебство рукавички? Что за чудеса она может делать? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель. А давайте на письме проверим, почему она волшебная. (Воспитатель берет письмо).
• Как вы думаете, что произошло?
Воспитатель. А давайте мы с вами откроем наш конверт и посмотрим что в нём.
Воспитатель. Я не буду сразу раскрывать секрет рукавички, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.
Дети проходят за столы.
Воспитатель. Возьмите в руки магнит.
• Посмотрите, какого он цвета, формы? (Дети называют.)
• Твёрдый или мягкий? (Твердый.)
• С запахом или без? (Не имеет запаха.)
• Можно ли его отломать? (Ответы детей.)
Опыт 1. «Всё ли притягивает магнит?»
Материал: предметы из дерева, гвозди, пластмасса, бумага, ткань, скрепка.
Задание. Поочерёдно подносим магнит к каждому из предметов. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются - в левую.
Результат: некоторые металлические предметы притягивает, а дерево, пластмассу, бумагу и ткань — нет.
Вывод: магнит — это кусок железа, обладающий способностью притягивать предметы из металла.
- Молодцы, справились!
Воспитатель. Что ж, давайте заглянем в рукавичку и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем железную пластину в конверте).
- Пора узнать содержимое письма. Посмотрим, что же написано в письме. «Здравствуйте, ребята, пишет вам Доктор Айболит. Послушайте мою историю и помогите мне, пожалуйста».
Пришло мне письмо из Африки. Там животные заболели. Чтобы мне туда добраться мне надо найти клад. Но у меня нет лопаты. Вы мне поможете?
• Как же помочь Айболиту быстро найти клад можно?
Дети. Надо воспользоваться магнитом, он притянет все железные монетки.
Опыт 2. «Действие магнита через сыпучее вещество».
Материал. Манка, монетки, магниты.
Задание. С помощью магнита достать все монетки из манки.
Результат. Магнит притягивает металлические монетки.
Вывод. Сила магнита действует через сыпучее вещество.
Игра - разминка «Притягивает – не притягивает»
- Я буду большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стойте на месте. (Игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)
Воспитатель. Снова заглянем в письмо. Ой, а следующая просьба от Василисы Премудрой «Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос, как он появился и для чего нужен?»
Презентация «Происхождение магнита».
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
• Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? (Дети называют)
• Есть ли у вас дома магнит? (Ответы детей)
• У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т. д.)
Воспитатель. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит.
Воспитатель. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Елену Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого озера, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!» (Дети высказывают свои предположения).
• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).
• Какими способами можно достать меч-кладенец из колодца? (Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
• Как с помощью магнита достать до дна глубокого колодца? (Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
Воспитатель. Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде.
Опыт 3. «Действие магнита через воду»
Материал: бассейн с водой, магнитная удочка.
- Представьте, что бассейн с водой — это глубокое озеро. А скрепка – это меч-кладенец.
Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.
Результат: магнитную удочку опускаем в бассейн, достаем скрепку.
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.
Воспитатель. Ай да молодцы! Мы справились со всеми заданиями. Давайте соберем посылку для сказочных героев.
Воспитатель кладет в посылку магниты. Этот магнит для Ивана Царевича, этот для Айболита, а вот этот магнит для Василисы премудрой. А чтобы посылка попала быстро к нашим сказочным героям, давайте скажем волшебное заклинание «1, 2, 3 – посылочка лети!»
Воспитатель отправляет посылку.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Помогли сказочным героям, а еще мы с вами познакомились с магнитом и изучили его свойства.
• Ребята, почему магнит назвали волшебным металлом? (Ответы детей.)
Верно, ребята, магнит - это металл, обладающий магнитными свойствами притягивать другие металлы. Не зря его в народе называют магнит-волшебник.
Стук в дверь, появляется посылка.
Воспитатель. Ребята, сказочные герои благодарят вас за помощь и дарят вам вот эти подарочки.