Вера Гусакова
Конспект занятия «Магнит и его удивительные свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы
«Магнит и его удивительные свойства»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы, выбирать способ действия.
Публикация «Конспект занятия „Магнит и его удивительные свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
- учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы и делать выводы;
- активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, коммуникативные навыки, нравственные качества, толерантное отношение к сверстникам при выполнении общих заданий и желание помочь.
Оборудование: Магниты, различные металлические предметы (шайбы, скрепки, заводной ключик, магнитная доска, металлическая крышка от банки) не металлические предметы (теннисный мяч, деревянный кирпичик, стакан с водой, рукавичка, 2 подноса, машинки, бабочки, картонная трасса)
Организационный момент:
Ребята! Мне подарили рукавичку с секретом. А в чем секрет заключается, я не знаю! А еще с рукавицей подарили сундучок с разными предметами. Как вы думаете, что здесь?
- Давайте посмотрим (каждый берёт из сундучка по одному предмету.)
- Как вы думаете, что можно сделать с этими предметами?
Хорошо, молодцы, много интересных предложений.
А скажите мне ребята, скрепки, болтики, ключи, гаечки, гвозди из чего сделаны? А какие они на ощупь?
Да, молодцы, всё правильно!
Я сейчас надену рукавицу на руку и буду брать разные предметы. Что стало происходить с предметами?
Железные предметы при разжимании руки не подают. Другие предметы падают.
Давайте посмотрим, что же там в рукавице (рассматривание рукавицы, видят магнит)
Отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим, железо очень дружит с ним (магнит)
- Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит.
- Какое свойство есть у магнита?
Он притягивает к себе железо.
-Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?
Много лет назад люди нашли в горах минерал – камень черного цвета с красивым металлическим блеском, назвали его магнетит. Ученые считают, что название магнетит произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнессия. Люди стали делать из этого камня бусы, серьги, браслеты. Они даже считали, что он обладает лечебными свойствами : успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычные свойства магнетита – притягивать железо. Ну, что запомнили, откуда появился магнит?
Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию. А Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Правильно. Именно этим мы и будем заниматься: экспериментировать, делать опыты, т. е. заниматься наукой.
На столе лежит магнит. Возьмите его и рассмотрите. Какой он на ощупь?
(холодный, твёрдый, тяжёлый)
1 опыт- А давайте проверим, всё ли притягивает магнит?
Возьмите каждый магнит и выберите себе любой понравившийся вам предмет, лежащий на столе. Проведите магнит над предметом. Что же мы видим? (ответы детей) Какие вы молодцы! Одни предметы у нас притягиваются, а некоторые нет. Предметы, которые не притягиваются, кладём на один поднос, которые притягиваются на другой. Правильно, магнит имеет свойство притягивать металлические предметы.
Ребята, в группе металлов тоже есть свои маленькие группы, которые не притягиваются. Это драгоценные металлы – золото, серебро, платина.
2 опыт - Как вы думаете, действует ли магнит через другие материалы?
Ребята, как достать скрепку, не замочив рук?
Версии детей.
- Давайте возьмём стакан с водой, опустим скрепку в стакан. А затем будем вести по внешней стороне стакана магнитом наверх.
Расскажите, что получилось?
Скрепка следует за движением магнита вверх.
Что же двигало скрепку? Магнитная сила.
Какой можно сделать вывод?
Магнитная сила проходит через стекло!
3 опыт - Друзья! Перед вами макет дороги с машиной. Как можно сделать, чтобы машина двигалась по картонной дороге?
Ответы детей.
- Давайте поставим машину на дорогу, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованной дороге. Приступаем к гонкам!
Какой можно сделать вывод?
Магнитная сила проходит через картон.
Вывод: Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В понедельник я купался, (плаваем)
А во вторник - рисовал. (рисуем)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бегаем)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся)
А в субботу, воскресенье (хлопаем)
Целый день я отдыхал. (На корточках, ручки сложили под щёчку и засыпаем)
Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше.
4 опыт- А сейчас мы с вами покажем небольшой фокус «Летающая бабочка»!
А, кто догадался, почему бабочка летает? К бабочке прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.
Я предлагаю проделать вам самим фокус со своими бабочками.
5 опыт - Ребята, а как вы думаете, можно ли магнит сделать самостоятельно? (Ответы детей) А мы сейчас с вами опытным путём докажем, что железный предмет, можно намагнитить. А для этого берём магнит, подносим к нему скрепку. Она притянулась? Почему? Теперь к скрепке подносим вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок, которые прикреплены друг к другу, и только первая скрепка – к магниту. Сейчас мы осторожно возьмём пальцами первую скрепку и уберём магнит. Что мы видим? Правильно, цепочка не разорвалась. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло? (Ответы детей)Действительно, скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами. Что мы заметили ещё? Однако, цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается. Подумайте, почему так бывает? Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
6 опыт - Ребята, посмотрите внимательно на все магниты. Обратите внимание на то, что у некоторых магнитов концы окрашены в синий и красный цвета, и подписаны буквами N и S. Это северный и южный полюса. У каждого магнита два полюса. Невозможно найти магнит с одним полюсом. Возьмите по два магнита и попробуйте соединить их. Что вы видите? (Ответы детей) Правильно! Если соединять концы с разными полюсами, они притянутся. Если соединять концы с одинаковыми полюсами, они оттолкнутся.
Заключительная часть:
- Ребята, давайте вспомним, с чем мы познакомились?
Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через стекло, воду и картон.
Мне понравилось, как вы сегодня работали в лаборатории, были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного. И хочу вам вручить медаль «Юный исследователь»