ирина воробьева
Лэпбук «Пожарная безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО одним из главных направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является формирование у них основ безопасной жизнедеятельности в различных окружающих условиях и жизненных ситуациях.
Все мы знаем, что именно дошкольники в силу своих возрастных особенностей, своей неопытности, недостаточного кругозора, неразвитых физических способностей и низкого социального опыта часто становятся участниками чрезвычайных происшествий с весьма трагическими финалами. Доверчивость, неспособность реально оценить окружающую обстановку, неумение выстраивать причинно-следственные связи того или иного события с его последствиями – все это вкупе с любопытством приводит наших детей к тяжелейшим физическим и психологическим травмам, увечьям и, к сожалению, к гибели. По статистике министерства ЧС самыми страшными по своим последствиям и массовости становятся дорожно-транспортные происшествия и происшествия, связанные с пожарами и бытовыми возгораниями. Цель родителей, семьи и сотрудников дошкольных организаций заключается в необходимости научить ребенка видеть возможные реальные и потенциальные опасности, уметь их оценивать, а так же в формировании знаний правил безопасного поведения и алгоритмов действий в таких ситуациях. Познавательная информация, связанная с темой безопасной жизнедеятельности, как правило, мало похожа на сказку, поэтому преподносить ее детям нужно вкусно, понятно и доступно. В арсенале опытных педагогов есть немало дидактических и игровых приемов, оборудования и материалов, позволяющих знакомить дошкольников с правилами безопасности увлекательно и интересно. К таким приемам можно отнести работу с тематическими лэпбуками. Лэпбук, что в переводе с английского дословно «книга на коленях», представляет собой довольно новое обучающее средство познавательно-развивающего характера, ориентированное в первую очередь на детскую самостоятельность и познавательно-исследовательскую активность. Однако лэпбук можно продуктивно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе педагога с детьми.
Публикация «Лэпбук „Пожарная безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Лэпбук по теме «Пожарная безопасность»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» ноябрь 2018
Представляемый лэпбук предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с вопросами пожарной безопасности в свободной детской деятельности, в культурных практиках, в индивидуальной работе воспитателя с конкретным ребенком. Итак, основная цель данного пособия – формирование необходимых и достаточных возрасту знаний и представлений о пожарной безопасности.
Задачи:
Познавательные:
- продолжать знакомить детей с причинами и последствиями неосторожного обращения с огнем;
- продолжать знакомить с героической профессией пожарных, со средствами борьбы с пожарами и пожарной техникой;
- закреплять представления о службе спасения ЧС, в т. ч. о номерах телефонов быстрого реагирования;
- закреплять основные алгоритмы безопасного поведения в ЧС.
Развивающие:
- развивать у детей чувства самосохранения, логическое мышление, память, внимание, умение выстраивать причинно-следственные связи, предвидеть последствия определенных действий;
- развивать любознательность, познавательную мотивацию;
- способствовать становлению самостоятельности и целенаправленности.
Воспитательные:
- способствовать усвоению норм и правил пожарной безопасности, принятых в обществе;
- формировать уважительное отношение к профессиям спасателя, пожарного;
- воспитывать позитивные установки к учебной деятельности, самостоятельность и ответственность.
Лэпбук «Пожарная безопасность» выполнен по принципу папки-передвижки. Внутреннее содержание насыщено разнообразным демонстрационным и игровым материалом.
За основу взяты демонстрационные, дидактические и игровые материалы из электронной библиотеки на образовательном портале МААМ. ru.
Лэпбук «Пожарная безопасность» выполнен таким образом, что может использоваться как в свободной детской деятельности, так и в образовательной деятельности, организованной воспитателем, на занятии или в индивидуальной работе. Дети могут заниматься индивидуально, используя лэпбук как книгу, а могут и небольшой группой, развернув его в ленту (фото 1 и фото 2).
Все развороты лэпбука заламинированы прозрачной самоклеящейся пленкой. По возможности заламинированы и карманы для познавательного и игрового материала, а так же сам материал - вкладыши, карточки, разрезные картинки.
фото 1
фото 2
На первом развороте ребенок знакомится с основными понятиями техники пожарной безопасности и организации работы пожарной службы – телефон службы спасения, пожарный щит с оборудованием, пожарный гидрант, снаряжение пожарного. Поскольку лэпбук предназначен для детей старшего
фото 3
дошкольного возраста, многие из которых умеют читать, на конвертах с игровым материалом располагаются короткие лаконичные надписи типа «Открой и играй» (фото 3 и 4).
фото 4
фото 5
Все игровые материалы носят познавательный и развивающий характер, то есть способствуют развитию познавательной инициативы, любознательности, помогают формировать достаточные достоверные знания и представления по теме «пожарная безопасность».
- «Пожарный щит» и «Пожарный гидрант» знакомят с видами пожарного оборудования, развивают зрительное восприятие, способность соотносить изображение предмета с его контуром (фото 5).
- «Что нужно пожарному» дает представление о внешнем виде пожарного, об экипировке, о пожарном защитном костюме.
- Карточки «Правила пожарной безопасности» знакомят с различными причинами пожара, с опасными ситуациями и помогают формировать устойчивые знания правил предупреждения ЧС с огнем, закрепляют умения выстраивать причинно-следственные связи, прогнозировать возможные события от неосторожного обращения с огнем.
- Карточки с изображениями пожарной техники и игра «Пожарная техника» с теневыми карточками (фото 7 и 8) дают представления о многообразии пожарной техники (машины, самолет, катер, способствуют развитию зрительной памяти, внимания, анализаторских способностей.
- «Пожарные загадки» (фото 8 и 9) помогают развивать память, логическое и образное мышление. Пазлы – зрительное внимание (фото 6).
фото 6
фото 7
- «Пожарные знаки» знакомят с наиболее распространенными информационными и предупредительными пожарными знаками.
фото 8
фото 9
Лэпбук прекрасно стимулирует различные самостоятельные виды деятельности – игровую, поисковую, изобразительную, пробуждает интерес к дополнительным информационным источникам – книгам, энциклопедиям (фото 10, 11, к сюжетному рисованию (фото 12).
фото 10 фото 11
фото 12 фото 13
Лепбук можно результативно использовать и в индивидуальной работе, проводить беседы, диагностировать знания детей по правилам пожарной безопасности. Содержание лепбука можно обновлять, пополнять, заменять карточки с информацией на новые (фото 13, 14, 15).
Таким образом, можно говорить об эффективном использовании лепбука «Пожарная безопасность» как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. В ближайшей перспективе запланировано создание лепбуков по другим направлениям ОБЖ дошкольников - ПДД, «Наш организм. Наше здоровье», «Внимание, терроризм!».
Фото 14
фото 15