Юлия Кобцова
Лэпбук как средство вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности дошкольных организаций более пристальное внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Педагогический коллектив МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Mайский», организуя образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО, решает задачи обогащения детского развития, позитивной социализации, поддержки познавательной активности и инициативы детей, взаимодействия и партнерства с семьей.
Публикация «Лэпбук как средство вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Образовательное пространство детского сада позволяет реализовать задачи социально-коммуникативного развития детей, обеспечивая максимальный психологический комфорт в рамках реализации проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
В МДОУ созданы условия для взаимодействия с окружающим миром и людьми. В целях личностного роста организованы игровые центры в группах и на территории детского сада; зоны ОБЖ и ПДД; научно-исследовательский и краеведческий модули.
Организуя образовательную деятельность по обогащению социального опыта детей, педагоги учитывают особенности развития современных дошкольников: их информированность и любознательность, умение свободно ориентироваться в современной технике, во взрослой жизни. В тоже время, нельзя не замечать изменений в коммуникативном, нравственном, социально-личностном развитии дошкольников, связанных, прежде всего с тем, что современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и это часто приводит к импульсивному поведению. У многих не сформирование позитивные установки к самообслуживанию, различным видам совместного труда, основам безопасности в быту, социуме, природе.
Кроме того, в современных условиях актуальность социально-коммуникативного развития возрастает и в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Поэтому на семью и дошкольные организации возлагается особая ответственность за воспитание необходимых личностных качеств детей.
Вместе с тем, можно отметить, что в педагогической практике прослеживается противоречие между важностью проблемы и неспособностью и неготовностью некоторых родителей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением традиций семейного воспитания.
На современном этапе появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе детского сада, которое, с одной стороны, оказывает влияние на его функционирование и развитие, а с другой повышает педагогическую компетентность самих родителей. Но, традиционные формы работы, в которых главное место отводится сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за их малой эффективности и из-за недостаточной обратной связи. Современным, активным родителям такие формы работы становятся малоинтересны.
Поэтому педагоги МДОУ стараются использовать новые, нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников, в том числе для решения задач социально-коммуникативного развития дошкольников. И одна из них – это лэпбук (lapbook, что в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по определенной теме.
При этом нужно учитывать, что лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения конкретной темы вместе с родителями. Ведь чтобы заполнить эту книжку, нужно выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
Темы лэпбуков, связанные с социально-коммуникативным развитием детей могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Моя семья". А можно взять более конкретную тему «Традиции моей семьи».
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, какие задачи решаются в ходе тематической недели. Например, план лэпбука во II младшей группе группе на тему «Надо умываться по утрам и вечерам» может быть такой:
1. Мини-книжка с потешкой «Водичка-водичка».
2. Схема последовательности умывания.
3. Кармашек с картинками принадлежностей для КГН.
4. Книжка-раскладушка с загадками о принадлежностях для КГН.
5. Конверт с картинками «Хорошо-плохо».
А в старшей группе лэпбук может быть на тему «Чистота - залог здоровья» и в него войдут:
1. Мини-книжка с отрывком стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
2. Схема последовательности того, как правильно нужно чистить зубы.
3. Кармашек с картинками, как следит за своим внешним видом девочка/ мальчик.
4. Книжка-раскладушка с загадками о КГН и принадлежностях для них.
5. Кармашек с д/и «Собери картинку» по данной теме.
6. Конверт «Придумай рассказ» (нужно придумать рассказ по картинке).
7. Книжка - раскладушка с основными культурно-гигиеническими правилами в данной возрастной группе.
Совместная образовательная деятельность взрослых (педагогов и родителей) и детей по изготовлению лэпбуков осуществляется по нескольким направлениям:
1. Во-первых – это итог проекта или тематической недели. Формой представления лэбуков в этом случае может быть выставка изготовленных лэпбуков, их презентация, рассказ с опорой на лэпбук на итоговом мероприятии и т. д. Эта совместная работа проводится уже начиная со II младшей группы.
2. Как итог исследовательской деятельности, проводимой педагогом с группой детей или с одним ребенком, начиная со старшей группы. Здесь очень важна помощь родителей, когда они вместе с детьми дома изучают тему, читают дополнительно литературу, подбирают и систематизируют материал: картинки, игры, стихи, загадки.
3. Как задание для конкретной семьи в целях решения задач индивидуального развития ребенка или проблем семейного воспитания. Это индивидуальная форма работы педагога с конкретной семьей может применяться во всех возрастных группах. Темы лэпбуков при этом будут зависеть от конкретной ситуации развития ребенка и особенностей семьи. Например: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя дружная семья», «Белогорье – моя малая родина», «Белгородцы – культурный народ», «Как правильно себя вести на улице», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»» и т. д.
Основные задачи, которые решаются в процессе совместной деятельности направлены на :
- формирование представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование у детей готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Взаимодействие с родителями по социально-коммуникатиному развитию детей с использованием такой формы как лэпбук можно начинать со II младшей группы. Наиболее эффективно проводить эту работу в форме мастер-классов. Причем, если в младших группах на этом мастер-классе присутствуют только родители, то в старших группах - родители вместе с детьми.
Имея опыт работы в данном направлении, можно сказать, что использование лэпбуков как формы совместной деятельности детей и взрослых, позволяет реализовать основные принципы и задачи дошкольной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО и, тем самым, помогает:
• создать в МДОУ условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с родителями на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих накопление социального опыта детьми, в том числе с учетом регионального компонента;
• повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования и воспитания детей в целях их дальнейшей позитивной социализации.