Получи документы

Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Лина Вишнякова
Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Подборка заданий, направленных на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Я учусь говорить» имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. Я уверена, что этот лэпбук доставит детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.

БЛОК 1 «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ИГРА «Назови детеныша»

Публикация «Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: закрепить знания о домашних и диких животных и их детенышей. упражнять в правильном звукопроизношении.

Оборудование: карточки с картинками животных.

Ход: Воспитатель раскладывает на столе картинки детёнышей домашних и диких животных и предлагает найти каждому детёнышу его маму.

ИГРА «Чья тень»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде диких животных; развивать зрительное внимание, мышление, память.

Оборудование: карточки с тенью животного и карточки с изображением самого животного.

Ход: Игра состоит из 10 карточек, 5 карточек с изображением диких животных (белка, волк, заяц, медведь, еж) и 5 карточек с изображением теней этих животных.

Ребенку предлагается найти правильную тень для выбранной картинки.

ИГРА «Кто чем питается?»

Цель: развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.

Оборудование: картинки с изображением морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т. д.

Ход: Дети ставят картинки к соответствующему животному, проговаривая:

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Воспитатель задает вопросы : «Кто из животных относится к травоядным?».

Дети отвечают:

- Травоядные: заяц (траву, кору деревьев, белка (орехи, грибы, лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).

БЛОК 2 «ВСЕ ПРОФЕССИ НУЖНЫ»

ИГРА «Расскажи-ка»

Цель: соотносить действия людей с их профессией, побуждать детей рассказывать о профессиях.

Оборудование: картинку с изображением человека определенной профессии.

Ход: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и вместе с воспитателем обсуждают, чем занимается человек, выбранной профессии. Его место работы, какую работу выполняет? Какой носит головной убор? Какие использует в работе инструменты? Уточнить у детей хотели бы, какая профессии им больше нравиться, кем бы они хотели быть когда вырастут?

ИГРА «Кто, что делает».

Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания.

Оборудование: картинками с изображением людей различных профессий (учитель, строитель, грузчик, сторож, летчик, танцор, певец, продавец.

Ход: В кармашке находятся картинки с изображением людей различных профессий.

Воспитатель называет глагол:

«Воспитывает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».

Копилка слов : учит – учитель, строит – строитель, грузит – грузчик, сторожит – сторож, летает – лётчик, танцует – танцор, поёт – певец, продает – продавец.

ИГРА «Перечисли профессии на выбранную букву»

Цель: развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух.

Оборудование: карточки с буквами

Ход: Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву.

БЛОК 3 «Времена года»

ИГРА «Подбери и расскажи»

Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь.

Оборудование: картинки с изображением времени года.

Ход: воспитатель показывает картину с изображением времени года ( например: лето). Каждый игрок находит на своем лото соответствующую времени года картинку. Объясняет, почему эта картинка подходит. Рассказывает что изображено на ней.

ИГРА «Какая сейчас погода?»

Цель: развивать мышление, связную речь у детей.

Оборудование: картинки с изображением явлений природы.

Ход: воспитатель предлагает детям картинки и просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.

ИГРА «Составь рассказ о весне»

Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года, учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Оборудование: панно, детали с картинками.

Ход: На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

БЛОК 4 «В гостях у сказки»

ИГРА «Опиши героя по картинке. Сказка «Колобок»

Цель: улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Оборудование: картинки с персонажами сказок.

Ход: воспитатель выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует детям, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

ИГРА «Кто следующий. Сказка «Репка»

Цель: укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки «Репка».

Ход: воспитатель демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.

ИГРА «Из каких сказок герои»

Цель: закрепляет память о прочитанных историях, улучшает речевые навыки, память, мыслительную способность.

Оборудование: картинки с героями сказок, картинки, изображающие сюжеты из разных сказок.

Ход: Педагог показывает детям героя и три картинки, изображающих сюжеты из разных сказок: два неправильных и один соответствующий персонажу. Задача игроков – выбрать правильный сюжет для сказочного героя.

БЛОК 5 «Фрукты и овощи»

ИГРА «Кто чем питается»

Цель: обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов и овощей, развивать мышление, внимание и память.

Оборудование: пазлы с изображением животных и продуктов.

Ход: Детям предлагается подобрать соответствующий пазл по форме, цвету и изображению животного и изображения продукта, которым это животное питается.

ИГРА «Угадай тень»

Цель: игра помогает развивать интеллектуальные и речевые способности ребенка.

Оборудование: картинки с изображением фруктов или овощей, картинки с тенями соответствующих фруктов и овощей.

Ход: Детям предлагается выбрать картинку с изображением фрукта или овоща, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель спрашивает: «Что это?» «Как называется фрукт или овощ».

ИГРА "Вершки - корешки"

Цель: развитие зрительного внимания, речи детей.

Оборудование: карточки с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений.

Ход: Детям предлагаются карточки с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений. Необходимо составить пару: каждому корнеплоду подобрать соответствующие листья.

БЛОК 6 «Цвета»

ИГРА «Художник»

Цель: подбор словосочетаний со словом «красный», расширение словаря, развитие ассоциативного мышления.

Оборудование: альбомные листы, краски, кисточка.

Ход: воспитатель рисует в центре листа кляксу красного цвета. Предлагает ребенку придумать предметы, которые бывают красного цвета. Ребенок называет, воспитатель схематично изображает эти предметы вокруг кляксы. Затем составляются словосочетания.

ИГРА «Покажи и расскажи»

Цель: развитие связной речи на основе упражнения в составлении предложений по демонстрации действий.

Оборудование: игрушки.

Ход: воспитатель показывает небольшую игрушку какого – либо цвета. Например, зеленую лягушку, желтый карандаш и т. д. Просит назвать предмет, какого он цвета. Затем выполняет действие, а ребенок рассказывает, что сделал или делает воспитатель. Затем ребенок сам может придумывать и выполнять действия, рассказывая о них.

ИГРА «Весенняя палитра»

Цель: закрепление представлений об основных цветах и их оттенках, расширение кругозора, развитие памяти, способности логически мыслить, развитие речи.

Оборудование: картинки с изображением предметов одежды разных оттенков.

Ход: Педагог демонстрирует воспитанникам картинки, изображающие предметы одежды разных оттенков. Игровая задача – составить комплекты одежды по цвету. Например, к зеленым перчаткам нужно подобрать зеленые сапожки, шапку, шарфик, куртку.

БЛОК 7 «Птицы»

ИГРА «Чей хвост»

Цель: активация словаря детей младшего школьного возраста.

Оборудование: картинки с туловищами птиц, картинки с хвостами.

Ход: воспитатель раздает детям картинки с туловищами птиц. Дети должны не только подобрать к ним соответствующие картинки с хвостами, но и назвать птицу.

ИГРА «Собери птичку»

Цель: уточнить представления о птицах, активизировать словарный запас детей.

Оборудование: разрезанные картинки с изображениями птиц.

Ход: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображениями птиц и просит детей их собрать. Дети собирают разрезные картинки из двух частей воробей, ворона, снегирь, синица.

ИГРА «Расскажи о птице»

Цель: развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Оборудование: Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Ход: Детям предлагаются карточки с изображением птиц. Им необходимо составить описание данной птицы. (Например-это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой).

БЛОК 8 «Транспорт»

ИГРА «Что делает этот транспорт»

Цель: группировка, изучение видов транспорта и развитие речи.

Оборудование: карточки с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный)

Ход: ребенку предлагаются карточки с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный). Ребенок должен правильно разложить все карточки по местам. В качестве занятия по развитию речи в процессе раскладывания ребенку нужно назвать, чем занимается этот транспорт, сформулировав полное предложение. Например, "Автобус возит пассажиров".

ИГРА Загадки о транспорте

Цель: развитие речи, навыков чтения и сообразительности.

Оборудование: карточки с текстом загадок о транспорте.

Ход: Ребенку предлагаются карточки с текстом загадок о транспорте. Если ребенок учится читать, то он сам может прочесть ее. Если не умеет – прочтите ему вслух. После того как ребенок отгадает загадку, он может из соседних кармашек достать картинку с отгадкой.

Например:

- Отвезу, куда хотите, только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр, И гудит во мне мотор, Фары круглые, как глобус – Называюсь я… (Автобус)

- Я блестящая такая и, конечно, легковая.

По дороге мчусь стрелой – Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины, как зовут меня? (Машина)

ИГРА «Едет, плавает, летает»

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте.

Оборудование: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Ход:

Воспитатель- Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный.

- Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

- а теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая – воздух; тёмно-синяя – вода; коричневая – земля.

БЛОК 9 «Мир насекомых»

ИГРА «Посмотри на картинку, опиши – кто это»

Цель: формировать умение точно, лаконично и образно составлять описательный рассказ о насекомых.

Оборудование: карточки с насекомым.

Ход: Воспитатель показывает карточку с насекомым, ребёнок называет насекомое, описывает отвечая на вопросы воспитателя. Ребёнок самостоятельно берёт карточку и составляет рассказ о насекомом.

ИГРА «Составь рассказ по картинкам. Составление рассказа по серии картинок «Муравьи»

Цель: учить детей составлять связный рассказ по серии картинок, развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников.

Оборудование: карточки с изображением насекомых, природы.

Ход: Воспитатель помещает перед ребенком четыре карточки. Ребенок должен расположить их в хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный текст.

ИГРА «Сложи пазлы»

Цель: улучшить речевые навыки и зрительное восприятие, расширяют индивидуальный тематический словарь, учат логически мыслить.

Оборудование: разрезанные картинки с изображением насекомых.

Ход: Для игры необходимо подготовить картинки знакомых дошкольникам насекомых, разрезать на несколько частей по принципу пазлов. Задача играющего — составить изображение из частей, рассказать, кто изображен, что известно об этом представителе насекомых.

БЛОК 10 «Потешки»

ИГРА «Расскажи потешку по картинке»

Цель: развивать речь детей, формировать умение пересказывать знакомую потешку с помощью иллюстрации; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; воспитывать любовь к потешкам.

Оборудование: картинки с изображениями.

Ход: Дети рассматривают картинки и вспоминают потешку, соответствующую данному изображению. Воспитатель читает потешку, а дети выбирают картинку, рассматривают её.

ИГРА «Собери пазлы»

Цель: развивает активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.

Оборудование: разрезные картинки с изображениями.

Ход: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.

ИГРА «Угадай потешку. На примере текста потешек «Кисонька Мурысенька»

Цель: активизировать лексический запас детей словами и выражениями из потешек: кисонька-мурысенька, побуждать детей к запоминанию, а затем и воспроизведению текста потешек.

Оборудование: картинки с изображением дома с окошками, куда будут вставляться картинки с изображением потешек, картинки, иллюстрирующие потешки, формата А-4, картинки, иллюстрирующие потешки.

Ход: Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением дома с шестью окошками и 6 маленьких картинок с изображением потешек.

Затем читает потешку и показывает к ней картинку. Спрашивает, у кого из детей есть картинка к этой потешке. Просит показать картинку.

Публикации по теме:

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Рисование пальчиками неотъемлемая часть развития детей младшего дошкольного возрастаРисование пальчиками неотъемлемая часть развития детей младшего дошкольного возраста Рисовать пальчиками это не только весело и увлекательно для малыша, но это еще и очень полезно. Так незаметно для себя, в игре получая.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2023 в 15:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лина Вишнякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД