Лина Вишнякова
Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Подборка заданий, направленных на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
Лэпбук «Я учусь говорить» имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. Я уверена, что этот лэпбук доставит детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.
БЛОК 1 «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ИГРА «Назови детеныша»
Публикация «Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Цель: закрепить знания о домашних и диких животных и их детенышей. упражнять в правильном звукопроизношении.
Оборудование: карточки с картинками животных.
Ход: Воспитатель раскладывает на столе картинки детёнышей домашних и диких животных и предлагает найти каждому детёнышу его маму.
ИГРА «Чья тень»
Цель: закреплять знания детей о внешнем виде диких животных; развивать зрительное внимание, мышление, память.
Оборудование: карточки с тенью животного и карточки с изображением самого животного.
Ход: Игра состоит из 10 карточек, 5 карточек с изображением диких животных (белка, волк, заяц, медведь, еж) и 5 карточек с изображением теней этих животных.
Ребенку предлагается найти правильную тень для выбранной картинки.
ИГРА «Кто чем питается?»
Цель: развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.
Оборудование: картинки с изображением морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т. д.
Ход: Дети ставят картинки к соответствующему животному, проговаривая:
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Воспитатель задает вопросы : «Кто из животных относится к травоядным?».
Дети отвечают:
- Травоядные: заяц (траву, кору деревьев, белка (орехи, грибы, лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).
БЛОК 2 «ВСЕ ПРОФЕССИ НУЖНЫ»
ИГРА «Расскажи-ка»
Цель: соотносить действия людей с их профессией, побуждать детей рассказывать о профессиях.
Оборудование: картинку с изображением человека определенной профессии.
Ход: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и вместе с воспитателем обсуждают, чем занимается человек, выбранной профессии. Его место работы, какую работу выполняет? Какой носит головной убор? Какие использует в работе инструменты? Уточнить у детей хотели бы, какая профессии им больше нравиться, кем бы они хотели быть когда вырастут?
ИГРА «Кто, что делает».
Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания.
Оборудование: картинками с изображением людей различных профессий (учитель, строитель, грузчик, сторож, летчик, танцор, певец, продавец.
Ход: В кармашке находятся картинки с изображением людей различных профессий.
Воспитатель называет глагол:
«Воспитывает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».
Копилка слов : учит – учитель, строит – строитель, грузит – грузчик, сторожит – сторож, летает – лётчик, танцует – танцор, поёт – певец, продает – продавец.
ИГРА «Перечисли профессии на выбранную букву»
Цель: развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух.
Оборудование: карточки с буквами
Ход: Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву.
БЛОК 3 «Времена года»
ИГРА «Подбери и расскажи»
Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь.
Оборудование: картинки с изображением времени года.
Ход: воспитатель показывает картину с изображением времени года ( например: лето). Каждый игрок находит на своем лото соответствующую времени года картинку. Объясняет, почему эта картинка подходит. Рассказывает что изображено на ней.
ИГРА «Какая сейчас погода?»
Цель: развивать мышление, связную речь у детей.
Оборудование: картинки с изображением явлений природы.
Ход: воспитатель предлагает детям картинки и просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.
ИГРА «Составь рассказ о весне»
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года, учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
Оборудование: панно, детали с картинками.
Ход: На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.
БЛОК 4 «В гостях у сказки»
ИГРА «Опиши героя по картинке. Сказка «Колобок»
Цель: улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.
Оборудование: картинки с персонажами сказок.
Ход: воспитатель выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует детям, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.
ИГРА «Кто следующий. Сказка «Репка»
Цель: укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации.
Оборудование: картинки с изображением героев сказки «Репка».
Ход: воспитатель демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.
ИГРА «Из каких сказок герои»
Цель: закрепляет память о прочитанных историях, улучшает речевые навыки, память, мыслительную способность.
Оборудование: картинки с героями сказок, картинки, изображающие сюжеты из разных сказок.
Ход: Педагог показывает детям героя и три картинки, изображающих сюжеты из разных сказок: два неправильных и один соответствующий персонажу. Задача игроков – выбрать правильный сюжет для сказочного героя.
БЛОК 5 «Фрукты и овощи»
ИГРА «Кто чем питается»
Цель: обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов и овощей, развивать мышление, внимание и память.
Оборудование: пазлы с изображением животных и продуктов.
Ход: Детям предлагается подобрать соответствующий пазл по форме, цвету и изображению животного и изображения продукта, которым это животное питается.
ИГРА «Угадай тень»
Цель: игра помогает развивать интеллектуальные и речевые способности ребенка.
Оборудование: картинки с изображением фруктов или овощей, картинки с тенями соответствующих фруктов и овощей.
Ход: Детям предлагается выбрать картинку с изображением фрукта или овоща, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель спрашивает: «Что это?» «Как называется фрукт или овощ».
ИГРА "Вершки - корешки"
Цель: развитие зрительного внимания, речи детей.
Оборудование: карточки с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений.
Ход: Детям предлагаются карточки с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений. Необходимо составить пару: каждому корнеплоду подобрать соответствующие листья.
БЛОК 6 «Цвета»
ИГРА «Художник»
Цель: подбор словосочетаний со словом «красный», расширение словаря, развитие ассоциативного мышления.
Оборудование: альбомные листы, краски, кисточка.
Ход: воспитатель рисует в центре листа кляксу красного цвета. Предлагает ребенку придумать предметы, которые бывают красного цвета. Ребенок называет, воспитатель схематично изображает эти предметы вокруг кляксы. Затем составляются словосочетания.
ИГРА «Покажи и расскажи»
Цель: развитие связной речи на основе упражнения в составлении предложений по демонстрации действий.
Оборудование: игрушки.
Ход: воспитатель показывает небольшую игрушку какого – либо цвета. Например, зеленую лягушку, желтый карандаш и т. д. Просит назвать предмет, какого он цвета. Затем выполняет действие, а ребенок рассказывает, что сделал или делает воспитатель. Затем ребенок сам может придумывать и выполнять действия, рассказывая о них.
ИГРА «Весенняя палитра»
Цель: закрепление представлений об основных цветах и их оттенках, расширение кругозора, развитие памяти, способности логически мыслить, развитие речи.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды разных оттенков.
Ход: Педагог демонстрирует воспитанникам картинки, изображающие предметы одежды разных оттенков. Игровая задача – составить комплекты одежды по цвету. Например, к зеленым перчаткам нужно подобрать зеленые сапожки, шапку, шарфик, куртку.
БЛОК 7 «Птицы»
ИГРА «Чей хвост»
Цель: активация словаря детей младшего школьного возраста.
Оборудование: картинки с туловищами птиц, картинки с хвостами.
Ход: воспитатель раздает детям картинки с туловищами птиц. Дети должны не только подобрать к ним соответствующие картинки с хвостами, но и назвать птицу.
ИГРА «Собери птичку»
Цель: уточнить представления о птицах, активизировать словарный запас детей.
Оборудование: разрезанные картинки с изображениями птиц.
Ход: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображениями птиц и просит детей их собрать. Дети собирают разрезные картинки из двух частей воробей, ворона, снегирь, синица.
ИГРА «Расскажи о птице»
Цель: развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.
Оборудование: Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.
Ход: Детям предлагаются карточки с изображением птиц. Им необходимо составить описание данной птицы. (Например-это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой).
БЛОК 8 «Транспорт»
ИГРА «Что делает этот транспорт»
Цель: группировка, изучение видов транспорта и развитие речи.
Оборудование: карточки с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный)
Ход: ребенку предлагаются карточки с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный). Ребенок должен правильно разложить все карточки по местам. В качестве занятия по развитию речи в процессе раскладывания ребенку нужно назвать, чем занимается этот транспорт, сформулировав полное предложение. Например, "Автобус возит пассажиров".
ИГРА Загадки о транспорте
Цель: развитие речи, навыков чтения и сообразительности.
Оборудование: карточки с текстом загадок о транспорте.
Ход: Ребенку предлагаются карточки с текстом загадок о транспорте. Если ребенок учится читать, то он сам может прочесть ее. Если не умеет – прочтите ему вслух. После того как ребенок отгадает загадку, он может из соседних кармашек достать картинку с отгадкой.
Например:
- Отвезу, куда хотите, только вы билет купите!
За рулём сидит шофёр, И гудит во мне мотор, Фары круглые, как глобус – Называюсь я… (Автобус)
- Я блестящая такая и, конечно, легковая.
По дороге мчусь стрелой – Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины, как зовут меня? (Машина)
ИГРА «Едет, плавает, летает»
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте.
Оборудование: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.
Ход:
Воспитатель- Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный.
- Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)
- а теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая – воздух; тёмно-синяя – вода; коричневая – земля.
БЛОК 9 «Мир насекомых»
ИГРА «Посмотри на картинку, опиши – кто это»
Цель: формировать умение точно, лаконично и образно составлять описательный рассказ о насекомых.
Оборудование: карточки с насекомым.
Ход: Воспитатель показывает карточку с насекомым, ребёнок называет насекомое, описывает отвечая на вопросы воспитателя. Ребёнок самостоятельно берёт карточку и составляет рассказ о насекомом.
ИГРА «Составь рассказ по картинкам. Составление рассказа по серии картинок «Муравьи»
Цель: учить детей составлять связный рассказ по серии картинок, развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников.
Оборудование: карточки с изображением насекомых, природы.
Ход: Воспитатель помещает перед ребенком четыре карточки. Ребенок должен расположить их в хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный текст.
ИГРА «Сложи пазлы»
Цель: улучшить речевые навыки и зрительное восприятие, расширяют индивидуальный тематический словарь, учат логически мыслить.
Оборудование: разрезанные картинки с изображением насекомых.
Ход: Для игры необходимо подготовить картинки знакомых дошкольникам насекомых, разрезать на несколько частей по принципу пазлов. Задача играющего — составить изображение из частей, рассказать, кто изображен, что известно об этом представителе насекомых.
БЛОК 10 «Потешки»
ИГРА «Расскажи потешку по картинке»
Цель: развивать речь детей, формировать умение пересказывать знакомую потешку с помощью иллюстрации; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; воспитывать любовь к потешкам.
Оборудование: картинки с изображениями.
Ход: Дети рассматривают картинки и вспоминают потешку, соответствующую данному изображению. Воспитатель читает потешку, а дети выбирают картинку, рассматривают её.
ИГРА «Собери пазлы»
Цель: развивает активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.
Оборудование: разрезные картинки с изображениями.
Ход: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.
ИГРА «Угадай потешку. На примере текста потешек «Кисонька Мурысенька»
Цель: активизировать лексический запас детей словами и выражениями из потешек: кисонька-мурысенька, побуждать детей к запоминанию, а затем и воспроизведению текста потешек.
Оборудование: картинки с изображением дома с окошками, куда будут вставляться картинки с изображением потешек, картинки, иллюстрирующие потешки, формата А-4, картинки, иллюстрирующие потешки.
Ход: Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением дома с шестью окошками и 6 маленьких картинок с изображением потешек.
Затем читает потешку и показывает к ней картинку. Спрашивает, у кого из детей есть картинка к этой потешке. Просит показать картинку.