Лучший педагог года

Лэпбук как особая форма организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

Мамина Александра Васильевна
Лэпбук как особая форма организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

В статье авторы представили новое современное средство обучения в дошкольной педагогике – лэпбук. Ключевые слова: лэпбук, активное познание, эксперименты, творческая деятельность, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, игровая технология, коммуникативная технология, развитие, воспитание, наглядность, ФГОС. В современных условиях жизни от человека требуется не только обычное получение знаний, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с этим актуальным становится использование проектно— исследовательского метода, делающего детей не только активными участниками учебно-воспитательного процесса, но и обучающего находить новые способы решения проблем. Используя элементы проблемного обучения, мы развиваем у детей познавательные умения, самостоятельность мышления, раскрываем разнообразные способности ребёнка. Рассматривая проблемы и находя для них решение, дети улавливают взаимосвязи между предметами и явлениями, а также черты, на основе которых и существует эта взаимосвязь. Нужно учить детей самостоятельно решать разнообразные вопросы, требующие актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами явления. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко - автор популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», она создает авторские интерактивные папки-лэпбуки; разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука. Лэпбук или тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с дверками, окошками, кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Лэпбук помогает быстро и эффективно усваивать новую информацию и закреплять изученное в занимательно-игровой форме. Почему технология лэпбук актуальна в наше время, какова цель работы с ней? Цель работы с лэпбуком : создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности дошкольников. Задачи, решаемые с помощью технологии лэпбук : -повышение познавательного интереса, -развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод, -обогащение и активизация словаря, -формирование грамматически правильной речи, -развитие монологической речи, логического мышления, Преимущества лэпбука : -яркое пособие, которое привлекает внимание детей, -пособие служит развитию познавательной активности, интеллектуально творческого потенциала личности ребенка, -лэпбук удобен в хранении разного рода заданий, -возможность использования в разных формах организации : в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, а также и в самостоятельной детской деятельности, -разнообразие игровых заданий, -интеграция разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой). Игрушки, дидактические игры и пособия, все, что окружает ребенка, является источником его знаний, формирует его психику и помогает приобрести социальный опыт. Развитие ребенка и направление деятельности зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни в группе детского сада. Поэтому необходимо создавать условия в группе для полной реализации развития детей, их возможностей. В нашей подготовительной группе «Ракущка» мы, воспитатели, постоянно находимся в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. Одним из решений данной задачи мы для себя выбрали лэпбук. С целью расширения и углубления знаний дошкольников о воде, ее свойствах, состояниях, значимости в жизни человека и окружающей его среды мною, Лобазовой Т. В., был создан лэпбук «Круговорот воды в природе». Содержанием данного пособия является информация о воде, направленная на развитие у детей способности целенаправленно исследовать и наблюдать окружающий мир, анализировать и делать выводы, формировать представления о важности воды в мире. Пособие лэпбук «Путешествие капельки» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. При этом лэпбук - это не просто книга или поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделает в ходе изучения данной темы. При работе с ним ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Данный лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.. Лэпбук «Путешествие капельки» развернутом виде) Рассмотрим содержание лэпбука более подробно. В центре лэпбука находится дидактическое панно «Путешествие капельки», которое состоит из фланелеграфа, изготовленного из флиса. На нем пришиты изображения гор с ледяными вершинами, горных ручейков, солнца, тучек, озера из фетра. Использована мелкая фурнитура: пуговки, бусинки, снежинки. В комплекте пособия имеются сшитые из фетра капельки с липучками для сцепления с флисовой поверхностью фланелеграфа. Используем мелкие фигурки животных, сделанных из фетра, для моделирования различных ситуаций, например, «животные жарких стран», «зоопарк» и др. Чуть ниже располагается экологическая сказка к дидактическому панно «Путешествие капельки», оформленная в виде книжки. Ее можно рассматривать, листать, читать, развязать. Цель сказки: формировать представление детей о воде и её местонахождении. Развивать познавательные процессы, любознательность. Воспитывать желание любить и беречь природу, прививать интерес к чтению сказок. Следующий элемент лэпбука - игра-эксперимент «Что плавает, что тонет?» Цель: формировать представления детей о воде и о физических свойствах предметов, изготовленных из разного материала. Результаты эксперимента дети фиксируют фломастером на игровом поле. Сказка «Путешествие капельки» 4. Игра-эксперимент «Что плавает, а что тонет» Ниже расположены специальные блокнотики «Три состояния воды». Цель: расширять знание о воде, уточнить, в каких состояниях она существует в природе. Используя их, дети могут уточнить свои знания о трех состояниях воды и сделать зарисовки по своим наблюдениям. Три состояния воды Следующий элемент пособия - дидактическая игра-гармошка «Где в природе есть вода?» Цель: Закрепить знания воспитанников о степени распространения воды; формировать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление. Спускаемся ниже. Здесь расположен кармашек с карточками, иллюстрирующими свойства воды. Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды и ее разных состояниях в природе. Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы. Рис. 6. Гармошка «Где в природе есть вода» Конверт «Свойства воды» Завершает эту часть лэпбука картотека опытов и экспериментов с водой. Цель: Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. Развивать навыки самостоятельной деятельности. Обратимся к правой части лэпбука. На самом верху расположены книжки малышки. Они напомнят ребенку о правилах безопасности на воде. Синяя — о поведении зимой, а красная — летом. Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на водоемах в зимнее и летнее время года. Формировать осознанное отношение к требованиям безопасности. В центре правой части лэпбука находится конверт с загадками о воде, оформленными в виде капелек. Цель: обогащение и развитие речи детей, внимания, воображения, логического мышления., развитие познавательной активности. Здесь же расположена дидактическая игра «Кому нужна вода». Картотека опытов и экспериментов с водой Книжки-малышки о правилах безопасности на воде Цель игры: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому. Развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде как важному природному ресурсу. Есть разные варианты игры: ребенок сам выбирает, о ком рассказывает, или в игре используется волчок, который указывает на предмет. Кармашек с загадками и дидактическая игра «Кому нужна вода» Следующий элемент пособия – это раскладка из капелек «зачем нужна вода?» Цель: расширять представление детей о значении воды для всего живого и в быту человека. Развивать речевые и познавательные способности детей. Можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в индивидуальной работе, самостоятельной: счет капелек, решение задач и т. д. Последний и самый нижний элемент лэпбука - это папка с развивающими играми. С большим удовольствием дети проходят лабиринты, так же их можно использовать как раскраски. Здесь же находится настольная игра «Путешествие капельки» Цель: формирование представлений у детей о круговороте воды в природе, воспитание бережного отношение к воде, развитие у детей умственных способностей и зрительного восприятия; воспитание самостоятельности, быстроты реакции, смекалки. В эту игру-ходилку могут играть от 2 до 4 игроков. Для этого имеются кубик и фишки разного цвета. В процессе игры дети не только повторяют круговорот воды в природе, но и получают представления о причинах загрязнения воды и способах ее очистки. Раскладка «зачем нужна вода» Игры и лабиринты Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Публикация «Лэпбук как особая форма организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как особая форма организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 10:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук как особая форма организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Мамина Александра Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД