Зинаида Пьянкова
Лэпбук «Азбука денег» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1страница -Титульная -Лэпбук «Азбука денег», карман с купюрами и монетами.
2 страница
Картотека «Пословицы о деньгах»
Рубль трудовой,- потому и дорогой.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
Денежки счёт любят.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Копейка к копейке – проживёт семейка.
Публикация «Лэпбук „Азбука денег“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
Без нужды живёт, кто деньги бережёт.
В долг брать легко, да платить тяжело.
Дурак деньги напоказ носит, а умный в долг не просит.
Хлебу мера, а деньгам – счёт.
Без копейки рубль щербатый.
Карман «Экономические категории в сказках»
«Теремок» (русская народная сказка)
Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода. Социально- нравственные: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке. Каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге. привлечь внимание к какому-либо предмету, делу человека.
«Колобок» (русская народная сказка) Экономические категории: труд, продукт, бартер. Социально-нравственные качества: трудолюбие, предприимчивость, хитрость, хвастливость, любознательность, общительность. Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный; Лиса предприимчивая, хитра – обманула Колобка
"Морозко» (русская народная сказка) Экономические категории: труд, награда, расплата, убытки. Социально-нравственные качества: трудолюбие, лень, щедрость. Тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась, была доброй, трудолюбивой. Поэтому ее Дед Мороз щедро наградил. Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с воронами
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Экономические категории: потребности, возможности, долг. Социально-нравственные качества: честность, глупость, жадность. Старик боялся старухи и поэтому выполнял все ее требования. Старуха была жадной, алчной и все время меняла свои желания, предъявляла все большие требования. Рыбка наказала ее, и старуха вновь оказалась с разбитым корытом.
«Хаврошечка» (русская народная сказка) Экономические категории: труд, обязанности. Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь, умение дружить, верность слову. Плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка -Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти удачно выдала замуж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Карман «Игры. Раскраски. Задания»
Игра «Назови профессии» Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий. ТСО: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий. Содержание игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности.
Игра «Какие бывают доходы» Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные, развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам. ТСО: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход. Содержание игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Игра «Что и когда лучше продать?» Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец. ТСО: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров. Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».
Игра «Бюджет моей семьи» Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Игра «Магазин игрушек» Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. Содержание Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т. д., место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Игра «Товарный поезд» Цель: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. ТСО: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода. Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.
3 страница.
Карман «Экономические ситуации в сказках»
Ситуация №1. А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино». Цель: закрепить представление детей о банке, как месте, в котором хранятся деньги.
Содержание: Встретила однажды Мальвина своего друга Буратино. Деревянный мальчик сидел на пенёчке, рассматривал какие-то монеты и о чём-то сосредоточенно думал. «О чём ты думаешь, Буратино?»- спросила Мальвина. «Есть у меня несколько монет, но их не хватает, чтобы купить нужный мне букварь»- ответил Буратино. «Знаешь, Буратино, недалеко от сюда есть интересный дом, ты можешь вложить туда свои золотые, а когда захочешь их взять, то денег будет больше»,-сказала Мальвина.
Вопросы к детям:
1. О каком доме говорила Мальвина?
2. Что такое сберегательный банк?
Ситуация№2 «Три поросёнка» (английская сказка) Цель: сформировать у детей представление о рациональности выбора материалов.
Содержание: жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята: из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал.
Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича.
Вопросы детям:
1. О чём спорили поросята?
2. Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?
3. Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
4. Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на юге, севере?
5. Как можно назвать слово «материал» по - другому?
Ситуация № 3 «Три поросёнка» (английская сказка) Цель: расширить представление детей о рациональном использовании денег.
Содержание: долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны
Вопросы детям:
1. Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
2. Израсходованные деньги - это доход, расход, прибыль?
3. Что такое расход?
4. Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
Ситуация № 4 «Теремок» (русская народная сказка) Цель: расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.
Содержание: жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе-мороженое.
Вопросы детям:
1. Выгодног ли распределила деньги Мышка – норушка?
2. Что такое выгода (прибыль?
Карман «Загадки»
1. Чтоб продукты потреблять,
в платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить
Нужно всё это…. (Купить).
2. Из какого аппарата
Выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)
3. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)
4. На товаре быть должна
Обязательно … (Цена)
5. Герб и циферки в рядах
Стоят на разных сторонах (Монета)
6. И врачу, и дипломату
Выдают за труд. (Зарплату)
7. Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберёшь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг. (Копейка)
8. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
Карман «Пазлы» (купюры, копилки)
Карман «Краткий словарь экономических терминов»
Банк- организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.
Банкир-управляющий или владелец банка.
Бедные-люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.
Безработный -человек, который не работает или потерял работу.
Бережливый - человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.
Богатые -люди, у которых большие доходы и есть накопления.
Бюджет - схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.).
Валюта - деньги других стран.
Купюра - бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.
Деньги -это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.
Долг - вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.
Доллар -денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.
Доход -деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
Евро - денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).
Зарплата - (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
Монета -металлический денежный знак.
Накопления -деньги, которые откладывают или хранят в банке.
Пенсия - деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.
Премия -деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.
Расход -деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
Реклама - информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.
Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
Транжира - тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.
Труд - это целесообразная, сознательная деятельность человека.
Хозяйственный - тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.
Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
Экономный -человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.
4 страница.
Дидактическая игра – лото «МАГАЗИНЫ»
Картотека «Все профессии нужны
Все профессии важны»