алла карева
Проект «Мир профессий» (средняя группа)
Проект «Мир профессий»
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя 03.02.2020г. -07.02.2020г.).
Участники проектной деятельности : воспитатели, воспитанники и родители средней группы.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Мир профессий“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
Для всестороннего развития детской личности воспитанников среднего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей. На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Цель проекта :
расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы;
познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта :
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия - представителей разных профессий.
- расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
- обогащать представления детей о профессиях родителей;
- дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
- показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;
- обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Предполагаемые целевые ориентиры
Дети должны знать:
- Название и назначение разных профессий;
- Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;
- Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
- Профессии своих родителей.
Дети должны уметь:
- Понимать значение труда людей разных профессий;
- Ценить результаты труда людей разных профессий;
- Использовать активный словарь по теме;
- Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовительный»
«Проблемная ситуация»
-Кем и где работают мои родители?
-Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?
Что я знаю
Что я хочу узнать
О профессиях работников детского сада
Я хочу больше узнать о профессии моих родителей
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.
2 этап «Организационный»
1. Оформление информационного стенда для родителей
2. Организация развивающей предметной среды :
- подбор художественной литературы в книжном уголке
- Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница»
- Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.
3 этап «Познавательно-творческий»
• Проведение целевых экскурсий по детскому саду
• Просмотр презентаций о профессиях
• Беседы о профессиях родителей
• Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)
• Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.
• Продуктивная деятельность:
Аппликация «Строим дом», рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус»,
• Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»
• Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»
Краткое описание проекта
В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.
Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.
Описание форм образовательной деятельности
Образовательные области
Виды деятельности
Познавательное развитие
1. Познавательные занятия и беседы
• «Из истории профессий»
• «Все работы хороши, выбирай на вкус»
• «Инспектор ППС»
• «Защитники России»
«Предметы – помощники»
• «Профессия- космонавт» и др.
•
2. Дидактические игры:
• «Кому что нужно»,
• «Для чего нужен этот предмет?»,
• «Умные машины»,
• «Хорошо - плохо»,
• «Кем я хочу стать?»,
• ««Знаю все профессии»,
• «Собираемся на работу»,
• «Угадайте, что я делаю»».
• «Кто знает больше профессий»
• «Произнеси правильно»
• «Добавь словечко»
•
Настольные игры:
«Профессии»
«Кому нужны инструменты»
«Собери картинку»
«Дорожные знаки»
3. Экскурсии- наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу (самостоятельно с родителями)
4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование: конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»
2. Аппликация «Строим дом»,
3. Работа с раскрасками.
4. Пение, прослушивание
5. Тематический досуг «Кем быть?»
Физическое развитие
Подвижные игры:
• «Почтальон»
• «Водители»
• «Летчики»
• «Изобрази профессию»
• «Пожарные на учениях»
Физминутки
Социально–коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры:
• «Магазин»,
• «Столовая»,
• «Супермаркет»,
• «Дорожная инспекция»,
• «Парикмахерская»,
• «Школа»,
• «Театр»,
• «Ателье»,
• «Библиотека»,
• «Поликлиника»,
• «Детский сад»,
• «Салон красоты»
• «Мы-строители»
• «Мы – пожарные»
2. Составление творческих рассказов:
• «Профессии моих родителей»
• «Кем я буду, когда вырасту большой»
3. Трудовое воспитание :
- Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду
- Трудовая деятельность на прогулке:
подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек на территории детского сада.
- Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.
- Хозяйственно – бытовой труд:
приучать наводить порядок в группе; подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду
Речевое развитие
1. Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Почта», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», • «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер
2. Беседы с детьми
«Кем быть»
«Без труда не будет и плода»
«Кто не работает, тот не ест»
«За что говорят спасибо»
«Почему люди трудятся вместе»
3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»
4. Вечер загадок о профессиях.
5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях
Взаимодействие с родителями
• Консультации для родителей
Результат проекта :
- Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.
- Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.
- Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.
- Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.
- У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.
Вывод. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.