Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Мордовия многонациональная»

Любовь Толкачева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Мордовия многонациональная»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Мордовия - многонациональная».

Программное содержание:

- Расширить знания детей о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов; учить видеть красоту народного мордовского костюма, его характерные особенности.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации „Мордовия многонациональная“» размещена в разделах

- Воспитывать чувство прекрасного, интерес и любовь к мордовской культуре и культуре других народов, к искусству, воспитывать аккуратность в работе.

- Развивать эстетическое восприятие, композиционные умения.

Словарная работа: панар, паця, сорка, орнамент, многонациональная, восьмиконечная звезда.

Материалы к занятию :

Демонстрационный: видео-презентация национальных костюмов разных народов, фото-презентация образцов русского, мордовского и татарского орнаментов, письмо от девочки - мордовочки, бумажная кукла.

Раздаточный: квадраты белой и красной бумаги, кисти, клей, полоски с изображением мордовского орнамента, подставки для кистей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте,

Воспитатель: Здравствуйте, значит будьте здоровы.

Воспитатель: Итак, прежде чем мы приступим с вами к занятию, послушайте стихотворение.

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала нашу встречу с этих строк, потому что сегодня мы с вами поговорим о нашей прекрасной республике и о мордовском национальном костюме.

Воспитатель: Ребята, как называется наша республика.

Дети: наша республика называется Мородовия.

Воспитатель: А как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: город, в котором мы живем, называется Саранск.

Воспитатель: Ребята, я уверенна, что вы много знаете о своей республике, для знакомства с историей Мордовии и Саранска мы посещали краеведческий музей и видели там старинные предметы обихода, и наглядно могли посмотреть мордовские национальные костюмы, на занятиях по аппликации и рисованию вам приходилось изображать предметы мордовского костюма или элементы мордовского орнамента.

Воспитатель: скажите ребята, почему нашу республику называют многонациональной?

Дети: потому что в Мордовии живет много различных народов.

Воспитатель: назовите, какие народы проживают на территории нашей республики:

Дети: мордва, татары, русские.

Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим не только о женском национальном костюме, но и сравним его с национальным нарядом других народов.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции, культура, свои песни, сказки, и конечно же, национальные костюмы. Для того, чтобы вы смогли познакомиться с национальным костюмом некоторых из народов, проживающих на территории Мордовии, я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебное зеркало», для этого нам с вами нужно будет сказать следующие слова.

Компьютер, компьютер, включись не ленись,

Мы хотим о Мордовии больше узнать,

Игра «Волшебное зеркало»

Воспитатель: сейчас волшебное зеркало познакомит вас с национальным костюмом разных народов, а вы обратите внимание на орнамент, т. е. на узор, которым будет украшен каждый из костюмов и постарайтесь его запомнить.

Перед вами женщина в русском национальном костюме. Обратите внимание на узор, которым украшен сарафан девушки - это цветочный орнамент. На голове у русских женщин традиционно - кокошник.

Мы с вами просмотрели русский национальный наряд, украшенный цветочным орнаментом. На русском костюме можно встретить и другие узоры: это изображение животных или сказочных птиц, и конечно же, геометрическое плетение.

Перед нами девушка в татарском национальном костюме. Обратите внимание на элемент орнамента, это мотив восточного огурца. Подол платья украшен другим орнаментом, это мотив цветка тюльпана, такой элемент орнамента, очень часто встречается в украшении национальных татарских костюмов. Основу наряда составляет платье, на голове - калфак, традиционный татарский головной убор.

Мы просмотрели национальный татарский костюм, в котором были представлены следующие элементы татарского орнамента: мотив восточного огурца, мотив цветка тюльпана. Среди элементов татарского орнамента можно встретить разнообразные мотивы гвоздик, хризантем, очень часто встречаются элементы геометрического орнамента. Геометрический орнамент представлен в виде жгутов, волн, спиралей.

Перед нами девушка в мордовском национальном костюме. Обратите внимание на орнамент, которым украшен головной убор-сорка. Это различные виды ромбов. Ворот рубахи богато украшен мордовским орнаментом : это ромбы, розетки, такой же узор мы видим и на переднике девушки. Основу костюма мордовки составляла рубаха– панар, обязательным атрибутом костюма был передник-паця, на голове жевушки мордовки носили сорки.

В отличии от русского и татарского костюмов, которые украшаются и цветочным орнаментом, и орнаментом с изображением животных, мордовский орнамент имеет только геометрическую структуру, т. е узор складывается при помощи геометрических фигур и линий.

Посмотрите, как отличаются национальные костюмы народов, проживающих на территории Мордовии. Все мы с вами такие разные, и несмотря на это, наш общий дом –Мордовия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами просмотрели элементы национальной одежды трех народов: русских, мордвы и татар. Я просила вас обратить внимание на орнамент, каждого костюма и постараться запомнить его. А сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный, я буду вам по волшебному зеркалу показывать элементы орнамента разных народов, а вы будите мне отвечать, костюму какого народа он принадлежит.

Игра «Самый внимательный».

Игра с платочком

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с платочком

Проводится игра с платочком, дети идут по кругу под музыку, музыка останавливается, кого воспитатель укроет платком тот говорит слова:

Мордовия! Мой край родной!

Буду я всегда с тобой!

Воспитатель: а теперь пришло время вернуться к мордовскому костюму.

Ребята пока мы с вами играли нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого.

Воспитатель: Алдуня, прислала нам в подарок свою куклу Марфу, она одета в национальный костюм. Народный костюм очень красочен, изготавливался он вручную, бережно хранился и передавался от матери к дочери.

Посмотрите ребята, на куклу и ответьте на вопрос, какого элемента костюма не хватает нашей кукле?

Дети: кукле не хватает головного убора – сорки.

Воспитатель: Чтобы наши куколки остались довольны, давайте, ребята поможем изготовить для них головной убор.

Перед началом работы проводится гимнастика.

Моя Мордовия

Тебе желаю счастья, мордовская земля Руки подняты вверх, махи руками наперехлест.

Любимая, родная Республика моя Попеременное поглаживание рук

С великою Россией навеки пораднилась Руки в замок

Своим умом и силой огромного добилась Поднимаем поочереди пальцы

Воспитатель: теперь наши пальцы готовы к работе.

Изготавливать сорку мы будем при помощи техники оригами, а после мы украсим ее тесьмой с изображением мордовского орнамента.

Перед вами на столе лежит заготовка для изготовления сорки-это белй квадрат бумаги сложенный по диагонали. Размещаем треугольник на столе так, чтобы большой острый угол смотрел вниз. На первом этапе изготовления сорки нам необходимо сложить противоположные углы треугольника, для этого берем левый угол и тянем его к точке, которая обозначена на противолежащей стороне, придерживая пальце уголок, разглаживаем сложенный угол, точно также складывается второй угол.

Наша сорка практически готова. Осталось только приклеить к задней стороне сорки красный лист бумаги, это будет задняя часть головного убора. Теперь нам необходимо украсить сорку мордовским орнаментом. Для этого берем тесьму с мордовским узором, намазываем ее клеем и приклеиваем на лицевую часть сорки, оставшиеся уголки загибаем и приклеиваем к задней стороне головного убора.

Сорки готовы, им осталось немного подсохнуть.

Воспитатель: А пока наши сорки подсыхают, мы подведем итоги нашей работы.

Воспитатель: Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: мы познакомились с национальными нарядами разных народов и их особенностями.

Воспитатель: а что вам больше всего понравилось в нашей работе?

Дети: играть с волшебным зеркалом, и с платочком.

Воспитатель: что мы научились с вами делать?

Дети: мы научились делать мордовский головной убор-сорку.

Воспитатель: Наши сорки подсохли. Какие замечательные у нас получились сорки.

Воспитатель: Дети, мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, как вы здорово играли, с каким старанием изготавливали сорки. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группеКонспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе .

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию связной речи «Паровозик из Ромашково»Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию связной речи «Паровозик из Ромашково» Интегрированное логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы по сказке Г. Цыферова «Паровозик».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Совершенствование грамматического.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР 5–6 лет по теме «Транспорт, его виды»Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР 5–6 лет по теме «Транспорт, его виды» Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР по теме «Транспорт, виды транспорта». Авторы.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Чья мама? Чей малыш?»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Чья мама? Чей малыш?» Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Чья мама? Чей малыш?». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Мордовия многонациональная»
Опубликовано: 20 июля 2024 в 20:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Мордовия многонациональная»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Толкачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД