Евгения Наумова
Опыт эффективного взаимодействия с родителями в ДОУ
Лучшие традиции детско-родительских мероприятий
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности родители
лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
Новый тип взаимодействия детского сада и семьи — решающее условие обновления системы дошкольного воспитания. Семья дает ребенку главное — интимно-личностную связь и исходное единство с родными, что не может дать никакой другой социальный институт. Для ребенка семья является Миром в его самых главных проявлениях.
Публикация «Опыт эффективного взаимодействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Организация работы педагогического коллектива нашего ДОУ с родителями воспитанников ставит следующие цель и задачи.
Цель: организовать взаимодействие ДОУ и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка.
Задачи:
создавать в ДОУ условия для эффективного взаимодействия с родителями;
планировать работу с членами семей воспитанников на основе анализа структуры семейного социума и психологического климата;
привлекать родителей к участию в жизнедеятельности и управлении ДОУ;
оказывать помощь семье в воспитательном процессе.
Выделяются следующие направления взаимодействия с родителями воспитанников :
оказание помощи семье в воспитании;
вовлечение семьи в образовательный процесс;
культурно-просветительская работа;
создание условий для реализации личности ребенка.
Предполагаемые результаты правильно простроенной и систематической работы:
успешное развитие воспитанников ДОУ;
реализация творческого потенциала родителей и детей :
профессиональный рост воспитателей;
комфортное проживание воспитанников ДОУ в дошкольном учреждении.
Практика показала, что в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию. Основой обеспечения качества данной работы служит:
взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.
Педагогами нашего детского сада наработана практика использования поддерживающего и продуктивного взаимодействия с родителями в рамках родительского университета, в котором родители выступают в качестве не пассивных наблюдателей, а активных участников процесса. Эти типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности взрослых, включают родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.
Эффективность данной формы работы практически доказана. С одной стороны, родители — участники университета, могут видеть своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и сильные стороны, помочь детям в налаживании контактов: с другой — атмосфера семьи создает у ребенка ощущение принятия его как личности, самоценности его существования, искренней заинтересованности в нем родителей, дает эмоциональную защищенность и уверенность в себе.
Родительский университет нашего сада называется «Счастливая семья».
Актуальность заключается в том, нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно разрешить за счет включения семьи в образовательное пространство детского сада.
В настоящее время родители считаются социальными заказчиками для образовательных учреждений, но, к сожалению, они не всегда становятся реальными участниками педагогического процесса. Зачастую их позиция состоит в критике имеющийся системы образования детей в ДОУ, программ, методических пособий, по которым работает детский сад. Но и в такой позиции мало пользы. Необходим конструктивный диалог педагогов и родителей, сотрудничество на уровне принятия решений. В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам и у них сформировались соответствующее мышление и поведение.
Без помощи семьи ДОУ не может обеспечить высоких результатов в воспитании детей. Членам семьи же под силу принять участие в успешной организации деятельности детей в детском саду.
Формы работы родительского университета разнообразны и могут меняться по потребности родителей :
Кафедра грамотного материнства (быть мамой моя новая профессия)
Кафедра эффективного родительства (мама и папа первые главные учителя)
Кафедра семейных традиций (дедушки и бабушки хранители семейных традиций)
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения выбрал проектный метод. За время работы были подготовлены и апробированы проекты: «Путешествие в страну Здоровья с Айболитом», «Экологическая тропа в детском саду», «Вода в нашей жизни», «Наши меньшие друзья», «Путешествие в страну «Электричество» Участниками стали: дети младших и старших группы, воспитатели группы, родители воспитанников, и бывшие воспитанники детского сада.
На этапе подготовки проекта мы определили его главную цель:
1. Социально – личностное и духовно - нравственное развитие детей через организацию работы в рамках проектов, конференций разной направленности через сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Активное вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через совместную деятельность по направлению художественно – эстетическое развитие, совместный труд, исследовательскую деятельность, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен.
2. Создание благоприятных условий в ДОУ для работы детско – родительских мероприятий.
3. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
4. Формирование педагогических компетенций родителей через совместную деятельность взрослых и детей
5. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.
Использовались следующие формы работы: проблемные ситуации, оформление газет, игровые упражнения, познавательные беседы, экскурсии, походы, подготовка сообщений, изготовление макетов, дидактических игр и т. д.
В ходе реализации проектов членам семьи давались рекомендации по семейному воспитанию в данном направлении.
Материалы проведенной работы были представлены в муниципальных конкурсах проектов «Экология глазами детей» в номинациях: «Защитим природу», «Забота о братьях наших меньших». В творческих конкурсах «Зимовье пернатых», «Дворик мечты». Всероссийских конкурсах для педагогов «Росконкурс 2017» номинация «Лучшая методическая разработка», «Лучший проект».
Использование проектной деятельности переросло в традицию, так как в работе с родителями показало эффективность, детский сад стал для родителей более открытым, разрушился барьер между ДОУ (воспитателями группы) и семьей. Родители не только увидели, как живут дети, во что играют, чем увлекаются, как с ними общаются и чему их обучают, но и сами принимают активное участие. Это позволило родителям окунуться в образовательную деятельность, понять ближе работу воспитателя.
Особенности детско-родительских мероприятий охватывает всех родителей группы.
Проект экономичен по времени проведения (длительность от 1 недели до месяца, действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения. С целью реализации мини-проекта воспитателем Спиридоновой Т. С. «Путешествие в страну Здоровья с Айболитом» были организованы: анкета для родителей «Растём здоровыми», выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим», поделок из пластилина «Это - ты, это - я», коллаж «Полезные продукты на столе», информационный материал в родительские уголки : папки–передвижки «Подвижные игры - залог здоровья детей», «Здоровый образ жизни детей»; подбиралась детская художественная литература по данной теме. Итоговым мероприятием стало проведение спортивного праздника «Путешествие в страну «Здоровье». Отметим, что по завершении данного проекта у детей и родителей сложилось более осознанное понимание важности охраны здоровья, соблюдение правил здорового образа жизни.
Проект «Экологическая тропа в детском саду» воспитатель Абдрахманова Л. И. В ходе организации работы на экологической тропинке был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки», Создана предметно-развивающая среда в группе уголок природы и экспериментальной деятельности, дидактические игры, наглядный материал.
С детьми использовались такие формы работы: сотрудничество ребенка с взрослыми в развивающих занятиях; игровая форма занятий; ознакомление с художественной литературой; выставка рисунков и поделок «Осень разноцветная»; сюжетно-ролевая игра; наглядная пропаганда; утренники, викторины, КВН; экскурсии «В осенний лес», «В гостях у Лесовичка»; наблюдения за птицами в лесу, за белочкой; самостоятельная детская деятельность; игры: дидактические, словесные, настольные «Назови дерево», «Угадай с какого дерева листочек»; соревнования. Дети приняли участие в рамках проекта в Международном творческом конкурсе «Птицы поднебесья», получили дипломы, педагог благодарственное письмо.
Проект «Вода в нашей жизни» воспитателя Ложниковой Л. В. затронул следующие темы: опыты : «Вода в жидком и твёрдом состоянии», «Пар – это тоже вода»; эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды». Наблюдения: «Маленькое море – это лужа», «Куда исчезла лужа», «Наблюдение за дождём», «Наблюдение за Узором на стекле». Дидактические игры: «Где живут капельки в детском саду», «Эксперты по воде», «Кому нужна вода». Игровые упражнения: «Буль – буль», «Дождик», «Ой, Мороз!». Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде», «Зимний лес». Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода», «Что такое облака», Словесная игра «Подскажи словечко». ЧХЛ и беседа по прочитанному: Э. Мошковская «Речка»,
, Подвижные игры: «Капельки и тучка», «Заморожу», «Снег, снег кружится». Выставка совместных работ детей и родителей на тему : «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки». Выставка фоторабот по исследовательско – экспериментальной деятельности.
Результатом проекта: создание фотоальбома «Вода в нашей жизни», экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы, пословицы и сказки о воде.
Проект для детей младшей группы «Наши меньшие друзья» воспитателя Ложниковой М. З. раскрыл следующие понятия: домашние животные и их детеныши, характерные особенности домашних животных, как ухаживать за домашними животными. С целью его реализации были проведены занятия познавательного цикла «Домашние животные», рассматривание альбома «Домашние животные и их детеныши», картины
Чтение и заучивания стихов, потешек, рассказов, сказок. Рисование: пальчиковая живопись «Следы котенка», «Зеленый луг для наших любимых животных». Лепка: «Миска для киски». Конструирование: «Будка для собак» Подвижные игры: "Воробушки и кот", «Лохматый пес» и др. Дидактические игры: «Кто как помогает человеку». «Узнай, чей голос». «Узнай, чей детеныш». Игровые упражнение: «Составь животное», «
Проект «Путешествие в страну «Электричество» воспитатель Вельчинская О. В., цель которого, знакомство с электрическим током, со статическим электричеством, поиск ответов на возникающие вопросы совместно с родителями.
Проект решал следующие задачи: Расширять представление о том, где «живет электричество»; Знакомить с причиной появления статического электричества; Развивать навыки исследовательской деятельности. Включал в себя три этапа.
I этап: Проблемная ситуация: не работают электроприборы, нет света в группе. Найти причину? Определение темы проекта: знакомство детей с электричеством. Постановка цели и задач.
II этап: Методы и приемы. Чтение художественной литературы. Чтение энциклопедий. Совместная деятельность детей, педагога, родителей. Рассматривание иллюстраций электроприборов. Беседы и развлечение. Наблюдение за деятельностью электрика. Рассматривание игрушек, работающих на батарейках
III этап: Работа над проектом. Сбор материала. Создание музея. Создание макета.
Работа с родителями включила в себя консультацию «Исследовательская деятельность в детском саду». Изготовление дидактической игры «Эволюция вещей».
В результате дети с родителями изготовили папки - передвижки «Нельзя!». Созданы папки «Электрические приборы». Подготовлены сообщения по темам: «Электричество в стране», «Электроприборы. Как работает батарейка», «Эволюция окружающих вещей», «Электрические рыбы». (См. Папка № 1)
Работа по проектной деятельности проходит не только на уровне детского сада, но и ежегодно принимаем участие в муниципальной научно-исследовательской детской конференции «Учёный гномик» на котором дети представляют свои проекты
В основу включения родителей в традиции детско-родительских мероприятий положено единство взглядов на воспитание детей: руководитель и педагоги детского сада не поучают, а советуют и размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных мероприятиях. Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребёнком. И кто как не мы, взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете, обращаясь к великому педагогу- русскому народному творчеству. Одно из них это приобщение детей к театральному искусству.
Родители помогают детям заучить слова, шьют для них костюмы и создают красивые декорации. Были организованы постановки «Гуси лебеди» под руководством Ложниковой Л. В. ; «Пряничная избушка», «В страну математики», «Яблонька» под руководством Вельчинской О. В. Ни один спектакль не обошелся без музыки, которую подбирала музыкальный руководитель Белоусова Г. В. В 2016 году на областном фестивале «Сибирская ярмарка» в номинации театральное искусство «Сказка мудростью богата» постановка «Яблонька» получила Диплом за 2 место. Постановка по стихотворению С. Есенина «Белая берёза».(См. Папка № 3)
Укрепляет отношения родителей и детей экскурсии. Родители принимают участие в организации, создают фотографии на тему проведенной экскурсии: «В театре им. М. Ульянова», экскурсии в школу; ДРСУ - «На машинном дворе», ДОСААФ «Будущие водители», «Пожарная часть», «Ледовая арена», что позволяет углублять деловое сотрудничество со взрослыми, расширяет кругозор детей, знания. (См. Папка № 4)
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной. К сожалению, современный ритм и образ жизни родителей, суета и спешка, теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, поэтому детский сад, активно привлекает не только родителей, а также бабушек и дедушек к участию в различных формах жизни ДОУ.
Одной из таких форм общения является творческая выставка семейных работ. В совместной деятельности детей и родителей развиваются творческие способности всех членов семьи; улучшаются взаимоотношения в семье. На выставках «Осенние фантазии», «Рукоделье наших бабушек», «Пасхальное яйцо», газеты о здоровом образе жизни «Будь здоров, «Закалка, спорт, движение», «Милые мамы», где раскрываются семейные таланты. Совместное творчество детей родителей и прародителей позволяет приобщить воспитанников к семейным традициям это выставка осенних работ, участие в конкурсах поделок и рисунков «Осень золотая», «Весенняя капель», «Детям о весне», «Салют Победа», «Дворик мечты», «Символ года» где творческие работы детей и родителей занимают призовые места. (См. Папка № 5)
В организации досуга, музыкальных праздников, развлечений, где родители берут на себя роль героя, радуя своих детей необычным образом. : «Будем в армии служить», «Праздник бантиков», воспитатель Ложникова Л. В., Новогодний праздник «Сказочная полечка» воспитатель Скворцова Е. Н. ; развлечения «Коляда», «Петушок» воспитатель Вельчинская О. В. совместно с родителями показали кукольный театр для детей. Праздничные мероприятия позволяют весело провести время детям, родителям и педагогическим сотрудникам. (См. Папка № 6)
Спортивные праздники вместе всей семьей имеют огромное значение для укрепления здоровья детей и развития их физической подготовки, для воспитания чувств патриотизма. Спортивные праздники: «Папа, мама, я — здоровая семья» воспитатель Ложникова Л. В. организовала родителей не только на участие с детьми, но на выполнение домашнего задания выпуск газеты о спорте и здоровье; физкультурный досуг «Попаримся в бане» для проведения, которого родители и воспитатель Абдрахманова Л. И. подготовили различный спортивный материал, это объединило и сплотило детей и родителей, проявился спортивный характер, радость, умение «поболеть» друг за друга.
Сколько радости вызывает у взрослых и детей совместные соревнования. За счёт создания условий соревнования повышается эмоциональная значимость результата. Это участие в Тарском полумарафоне дети и родители на дистанции 600 метров, в семейном конкурсе, где занимали призовые места это семьи Амельянович, Вставских, Сигуткиных. Дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и детьми, во время которых родители не просто получают результат, но являются активными участниками процесса в районных конкурсах, фестивалях, например «Простые правила» Победители патриотического конкурса «Патриоты России» .
Каждый сезон года старшие дошкольники вместе с родителями ходят в походы, благодаря которым не только улучшаются детско-родительские отношения, но и у детей развивается двигательная активность и выносливость, они приобщаются к удивительному миру природы, а главное - воспитывается бережное отношение к ней. Родители вместе с детьми закрепляют правила поведения в лесу. (См. Папка № 7)
Включая родителей в традиции детско-родительских мероприятий, старались выстраивать с ними диалог. При этом помнили о том, что нельзя создавать впечатление того, что родители являются учениками. Они должны чувствовать себя партнерами.
В организации дней открытых дверей, родительских собраний совместно с детьми, круглых столов, музыкальной гостиной во время, которых родители имеют возможность познакомиться с методами проводимой с детьми работы. Они лучше узнают стиль общения воспитателей с ребятами, сами включаются в групповую жизнь своих детей.
При этом не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки, а также другие члены семьи имеют возможность посетить, лучше узнать условия, в которых находится их ребенок большую часть своей жизни. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду способствуют такие мероприятия: «День знаний», «Здравствуй осень», «День матери», «День народного единства», «День пожилого человека». Встречи по преемственности «Школа и детский сад - единое образовательное пространство» где педагоги с детьми подготовительной к школе группы и первоклассники соревнуются на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» воспитатель Вельчинская О. В., а воспитатели, родители с педагогами школ ведут конструктивный диалог «Роль семьи в подготовке детей к школе» воспитатель Воронина Т. А. ; НОД «Путешествие в страну математика» воспитатель Абдрахманова Л. И. Родительские собрания, приуроченные к теме педсовета «Эстетическое развитие детей средствами интеграции живописи, музыки и литературы»; музыкальная гостиная «В мире музыки и живописи» где дети и родители имеют возможность погрузиться в мир искусства под руководством музыкального руководителя Белоусовой Г. В. (См. Папка № 8)
Благодаря сложившимся традициям был создан благоприятный микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. Смогли активизировать и обогатить воспитательные умения наших родителей, наладить тесный контакт с семьями своих воспитанников.
Мы, не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Когда присутствуют в отношениях теплота и открытость, тогда пребывание ребёнка в детском саду становиться комфортным, ему хочется приходить туда ещё и ещё, потому что там хорошо.
В результате, применения в работе ДОУ традиций по включению родителей в детско-родительские мероприятия :
В отношении родителей
Появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Повысилась посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
Появилось понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
Проявился интерес к активному включению в планирование образовательного процесса.
В отношении детей
Повысился уровень эмоционального благополучия.
Изменилась самооценка.
Отношение к режимным моментам.
Отношения в детском коллективе стали доброжелательными, открытыми.
В отношении педагогов
Наблюдалось развитие личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.
Проводилась педагогическая рефлексия: анализ профессиональных затруднений в общении с детьми и родителями воспитанников.
Развивалась психолого-педагогическая компетентность: умение применять психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности.