Светлана Морозова
Развивающая предметно-пространственная среда для обучения дошкольников ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Воспитатель Морозова С. А,
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для обучения дошкольников ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Поэтому важно создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД.
Цель:
Формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улице.
Ознакомление с различными видами транспорта.
Формирование у детей умений ориентироваться в пространстве.
Расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Хочется отметить, что в нашем саду вопросам безопасности дорожного движения отдается одно из первых мест. Сегодня мы говорим о старших дошкольниках.
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование у детей представлений о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки».
Целостность образовательного процесса завершается в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается и развивается. Построение предметно-развивающего пространства согласно возрастным потребностям ребёнка и деятельностного подхода, обеспечит устойчивые навыки и самоконтроль в его поведении.
Предметно - пространственная среда в детском саду должна
иметь привлекательный вид
выступать в роли естественного фона жизни ребенка
снимать утомляемость
положительно влиять на эмоциональное состояние
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир
давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью
Для успешного обучения правилам безопасного поведения на улице в МБДОУ «Василек» создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая позволяет стимулировать познавательную активность детей.
Для детей старшего дошкольного возраста при построении предметно-окружающей среды по изучению правил дорожного движения можно выделить несколько зон:
1. Информационная зона
Картотеки стихов, загадок, книг. (А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А. Барто «Машины», Кожевникова «Светофор», иллюстрации с различными видами транспорта.
Картотека игр («Как можно и как нельзя», «Автомагазин», «Собери светофор»);
Картотека презентаций:
Презентация «Опасных ситуаций»,
Презентация «ПДД»;
Интерактивный тест – презентация «Знаки»;
Картотека мультфильмов о ПДД:
«Азбука безопасности на дороге».
«Светофор - обучающая детская песенка мультик»
Стенд «Правила дорожные детям знать положено»
2. Зона тихих игр
• Дидактическое пособие лэпбук «Школа Аркадия Паровозова» представляет собой картонную папку формата А2, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. В старшем дошкольном возрасте дети вместе со взрослыми участвуют в сборе материала: анализируют и сортируют информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
• Дидактические настольно-печатные игры “Летит, плывёт, едет” (ознакомление с разными видами транспорта, “Дорожные знаки”, “Дорожная азбука”, “За рулём”;
• Театрализованый уголок: “Приключение Незнайки на дороге”, “Путешествие лесных зверей со Светофором” (наличие элементов костюма образа и атрибутов действия).
• Различные выставки, посвященные правилам дорожного движения, различным видам транспорта.
3. Зона подвижных игр - для организации образовательной деятельности, а так же для подвижных игр по желанию детей заданной тематики мы используем:
• спортивный инвентарь: мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, обручи.
• машины среднего и большого размера, головные уборы, имитирующие фуражки сотрудников ДПС, костюмы используются для соревновательных игр.
• атрибуты для игр “Светофор”, “Мы юные автомобилисты”, набор напольных дорожных знаков.
4. Зона сюжетно-ролевых игр
Макет (пазлы) с улицами, проезжими дорогами и перекресткам. Сюжеты разворачиваются на уменьшенной плоскости – стол, ленточный подоконник, платформа, подиум. Для сопровождения игр размещаются наборы маленьких машин и человечков – носители детских образов (сказочные герои, профессии людей и др.).
Набор дорожных знаков:
1. информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»,
2. предупреждающие знаки – «Дети»,
3. запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»,
4. предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»,
5. знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место»,
6. знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
В заключении хотелось бы отметить, что в нашем детском саду созданы благоприятные условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. У детей повышается устойчивый интерес к изучению правил движения. Предметно-развивающая среда, организованная нашими сотрудниками способствует формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.
Полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем: сохранят не только здоровье, но и жизнь!