Струкова Лариса Александровна
Организация работы по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
учителя-логопеда ОКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Струковой Л. А.
на заседании МО
«Организация работы по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома»
Тема доклада: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»
Публикация «Организация работы по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логопедическая ритмика является эффективным методом преодоления речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая ритмика стала основой для построения работы в творческом объединении по интересам детей «Логоритмическая мозайка», которую я начала осуществлять впервые в 2021-2022 учебном году. Моя работа началась с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова, Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Г. В. Дедюхина и др.) и составления рабочей программы.
В ходе работы творческого объединения по интересам детей «Логоритмическая мозайка» реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
В течение этого года были разработаны перспективные планы, составлены конспекты логоритмических занятий с детьми, разработаны и проведены консультации для воспитателей: «Роль речи взрослого в развитии речи детей», «Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики».
В структуру работы творческого объединения по интересам детей «Логоритмическая мозайка» тесно вплетены различные элементы музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения, развития речи :
-логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
-пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
-упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
-фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
-музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
-упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании занятий используется материал по всем разделам изучаемых каждую неделю и лексические темы недели (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т.)
Я призываю всех педагогов шире и активнее использовать логоритмические игры и упражнения в своей и работе с детьми дошкольного возраста. Систематически, вводя элементы логоритмики в своей работе, я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Я рекомендую вам, что есть пркрасная возможность включения логоритмических игр и упражнений в совместную деятельность с детьми в течении дня.
Это:
-Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;
-Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку;
-Речевые игры перед едой;
- Логоритмические паузы во время образовательной деятельности;
-Динамические паузы между видами образовательной деятельности;
-Физкультурные, театрализованные виды деятельности с использованием речевого материала;
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
- Подвижные игры с пением (на прогулке);
- Игры малой подвижности (в группе);
- Логоритмические досуги.
В начале учебного года был приобретен прекрасный практический материал-аудиопособия: фонограммы, тексты песен, логоритмические игры и упражнения, которые я использую в соей работе, и могу предложит их всем воспитателям нашего детского дома для использования на своих занятиях и в режимных моментах. В состав аудиопособий входят колыбельные, песенки-игры, песенки - потешки, сказки и многое другое, а также мелодии, которые могут использоваться в качестве сопровождения на занятиях физкультурой.
Использование логоритмических приемов в повседневной работе позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания стали усваиваться детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную).
В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического чувства. У многих детей заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.
В дальнейшем планирую продолжать и совершенствовать работу по логоритмике для большего раскрепощения тела и духа ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.