Екатерина Варварина
Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Публикация «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
В связи с пересмотром системы образования в целом, и внедрением ФГОС, результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребёнка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации. Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта.
Хотя наш детский сад не имеет коррекционной направленности, и в сетке занятий нет логоритмики,но ее элементы можно использовать как воспитателям в НОД, и в свободной деятельности детей, так и логопеду, и музыкальному руководителю. Многие уже,даже не догадываясь об этом, используют ее, ведь разнообразные потешки, пальчиковые игры и есть элементы логоритмики.
Вот примерный план логоритмического занятия :
Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.
Основная часть:
- танец, танец – хоровод;
- знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)
- песня, сопровождаемая жестами или движениями;
- артикуляционная гимнастика;
- мимические упражнения;
- массаж или самомассаж;
- пальчиковая игра;
- дыхательные упражнения;
- гимнастика для глаз;
- подвижная или коммуникативная игра;
- чистоговорки;
- речевые или музыкальные игры;
- игры на развитие чувства ритма или внимания.
Заключительная часть: Рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов.
Успешность любой деятельности с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики. Небольшой фрагмент занятия:
Практическая часть:
Предлагаю вам музыкальное приветствие:
Эта валеологическая песенка-распевка поднимет настроение.
Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро»
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день будет веселее. Хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! Движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны (ответ).
Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся.
Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Ас, ас, ас, ас- ах как весело у нас.
Ус, ус, ус, ус- выбирай игру на вкус.
Ос, ос, ос, ос- мчится быстрый паровоз.
Ис, ис, ис, ис- а теперь поём на бис.
-Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим! В жизни все подчиняется ритму. Что может быть подчинено ритму? Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи, времен года.
Игры с палочками - Это - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение с ритмо - палочками «Рыбка» (выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот Червяк Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, хоть Чуточку 2 раза стучим перед собой палочками Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь
На удочку 2 раза стучим перед собой палочками
Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.
Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.
-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали? Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали? Мы бежали, мы бежали! –
ритмичные удары в темпе бега Ножки, ножки, вы стучали? Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали? Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали? Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали? Отдыхали, отдыхали! - Катают палочки по столу, полу, прижимая ладонью.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу.
Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!
Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)
Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)
- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!
Игра «У оленя дом большой»
(пение с движениями по тексту)
У оленя дом большой, Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал, В дверь к нему стучал.
Тук - тук –тук, - дверь, открой. Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
Каждый раз темп увеличивается, надо успевать изображать все слова и петь при этом. Можно делать это на месте в круге, а можно двигаться по кругу.
-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем!
При озвучивании стихов, сопровождая движениями, можно использовать мнемотаблицы.
Упражнение «Автомобиль». Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль.
В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж.
Массаж биологически активных зон.
Тили-тили-тили-бом! (Растирают ладони, затем хлопают в ладоши 1 раз.)
Сбил сосну зайчишка лбом! (Приставляют ладони козырьком ко лбу. Энергично
разводят их в стороны и сводят вместе.)
Жалко мне зайчишку, (Кулачками массируют точки у крыльев носа.)
Носит зайка шишку. (Массируют пальцами середину лба)
Поскорее сбегай в лес, (Легко похлопывают по овалу лица.)
Сделай заиньке компресс. (закрывают лицо ладонями.)
Упражнение на релаксацию: «Сказка»
Упр-е проводится под музыкальное и речевое сопровождение. Лежа на ковре, полное расслабление туловища и конечностей. Мы с Вами ложиться не будем, отдохнём сидя на стульчаках. Садимся удобно, ножки расслабляем и повторяем за мной:
Мы помашем крыльями,
Мы как будто птицы.
А когда уснем мы, - ручки удобно складываем на коленочки
Сказка нам приснится. – наши глазки закрываются,
Шар приснится голубой
И мишутка маленький,
Фантастический герой
И цветочек аленький. – медленно глазки открываем и потянемся
Вот и закончилось наше путешествие по сказочному лесу. Улыбнитесь и подарите улыбку соседу справа. И слева.
Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения.
Дарите музыку друг другу
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
Благодарю всех за участие!