Маклакова Марина
Консультация «Логоритмика 3–4 года»
▼ Скачать + Заказать документы
лет[/b]
Логоритмика — это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения движений, музыкального ритма и слов.
Несмотря на то, что как инструмент коррекционной работы это метод применяется сравнительно недавно, польза ритмичных движений, выполняемых в определенном темпе, отмечалась уже много лет назад.
Публикация «Консультация „Логоритмика 3–4 года“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
В последнее время специалисты все чаще отмечают у детей сочетание отставаний в речевом и двигательном развитии. Ритмические движения с произнесением текста идеально справляются с этой проблемой:
• Развивается моторика и координация движений, улучшается контроль над движениями.
• Устанавливается правильное речевое дыхание.
• Тренируется слуховое восприятие — как музыкального слуха, так и фонематического.
• Нормализуется психическое состояние у детей, улучшается мышечный тонус.
• Улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
• Развивается речевая моторика, улучшается артикуляция.
Кому нужна логоритмика?
Логопеды широко используют этот метод работы с детьми как достаточно эффективный и не вызывающий затруднений. Как правило, все детишки охотно двигаются под музыку, повторяя за педагогом движения.
Логоритмика показана детям 3-4 лет в случаях:
• Дизартрии, различных нарушений в произношении звуков.
• Отставании речевого развития.
• Заикания.
• Дислексии.
• Дисфонии.
• Нарушениях темпа речи.
• Недостаточно развитой мелкой и крупной моторики, координации движений.
Помимо коррекции речевых нарушений приемы логоритмики показаны также детям, склонным к частым заболеваниям, а также находящимся на стадии активного формирования речи.
Мы же определили для себя основные ступени таким образом:
Слышать,
Видеть,
Понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать,
Играть ритмично-громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,
Самому придумать что-то,
Изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели –
Чистой речи детворы!
Первая задача, которую нужно решать, – это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
Затем – видеть, концентрировать внимание на ведущем. Реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Понимать просьбу, инструкцию – следующая ступень работы.
Ощущать пространство, учить ориентироваться в нем, не наталкиваясь друг на друга, на предметы – очередной шаг в работе.
Многократное повторение движений – это залог успеха. «То, что постоянно повторяется, переходит в привычку».
Параллельно поем, развивая вокально-певческие навыки, вырабатываем длительный плавный выдох, играем на музыкальных инструментах.
Научить ребенка проявлять творчество, фантазировать, включать воображение, находить решение самостоятельно – это одна из самых сложных задач для педагога.
Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. С этой целью используются следующие средства логопедической ритмики :
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные.
Общеразвивающие воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, кубики, ленты и пр.) и без предметов.
Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки;
• упражнения и игры для развития общей, тонкой моторки;
• для развития мимики, пантомимики;
• упражнения, активизирующие внимание;
• ритмические упражнения;
• пение;
• подвижные игры: несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта;
• упражнения и игры для развития творческой инициативы;
• заключительные упражнения.
В работе логопеда с детьми выделяются : подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Таким образом, задачи логоритмического воздействия на подготовительном этапе:
• развитие музыкального, звуковысотного, тембрового слуха;
• певческого диапазона голоса;
• чувства ритма;
• слухового внимания;
• пространственной организации движений;
• общей и тонкой моторики, мимики;
• артикуляционная моторика для формирования базы звуков.
Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Целью проведения занятий по логоритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции неречевых и речевых психических функции через музыку, движение и слово. Существуют несколько методик проведения логоритмических занятий с детьми с речевыми нарушениями.
Бум-бум-бум!
(На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ё жик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами… Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!