ЛАРИСА МАРЬИНА
Музыкально — игровой сеанс «Весёлая логоритмика»
Музыкально – игровой сеанс «Весёлая логоритмика»
(с участием детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей)
высшей кв. кат. Марьина Л. В.
Цель:
Обучение родителей различным видам музыкально-игровой деятельности с целью применения их в условиях семейного воспитания.
Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
Публикация «Музыкально — игровой сеанс „Весёлая логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
Задачи:
- преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность;
-преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;
-снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения;
-гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.
Оборудование:
-проектор, компьютер, экран;
-музыкальный центр;
-CD-диски с музыкальным материалом;
-музыкальные инструменты : бубны, колокольчик;
-памятки для родителей «Весёлая логоритмика»;
-смайлики.
Продолжительность игрового сеанса : 15 минут
Ход занятия:
На экране идёт видеоролик «Подари улыбку миру».
Музыкальный руководитель приглашает в зал детей и их родителей.
Музыкальный руководитель :
Добрый день, я очень рада видеть вас, ребята и ваших мам у себя в музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга музыкальным приветствием.
«Здравствуйте!» - упражнение-приветствие, направленное на коррекцию эмоциональной сферы, помогающее создать доброжелательную атмосферу, настроить детей на занятие.
Музыкальный руководитель : (Поёт) Здравствуйте ручки! (дети поют "здравствуйте" и ритмично хлопают в ладошки.)
Здравствуйте ножки! (дети поют и ритмично топают)
Здравствуйте щечки! (дети поют и качают головой, пальчиками касаются щечек.)
Здравствуйте ушки! (дети поют и пальчиками держат ушки.)
Музыкальный руководитель : (поёт) «Здравствуйте, ребята!
Дети (поют) : «Здравствуйте Лариса Васильевна».
Музыкальный руководитель : Мамам тоже здравствуйте!
Мамы: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель : Дорогие друзья, у меня сегодня очень хорошее настроение. А хорошее оно потому, что мне очень нравятся занятия, в которых принимают участие ваши мамы. И у нас все должно замечательно получиться. А у вас хорошее настроение?
Предполагаемые ответы детей (да! нет.).
Музыкальный руководитель :
А всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Предполагаемые ответы детей (нет, не всегда)
Музыкальный руководитель :
Почему настроение может быть плохим?
Предполагаемые ответы детей (обидели, не получается постройка из конструктора, болит зуб и др.)
Музыкальный руководитель :
Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение?
Предполагаемые ответы детей и родителей :рассмешить, обнять друг друга, поделиться улыбкой.
Музыкальный руководитель : Я с вами согласна. А как вы думаете, если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Девочки и мальчики, давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный, цветок – настроение. И подарим его вашим замечательным мамам.
Психогимнастический этюд «Цветок»
Музыкальный руководитель : (под музыку) Уважаемые мамы, разойдитесь, пожалуйста, по всему пространству зала и встаньте рядышком со своим ребёнком. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону). Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какой красивый цветок. У всех они разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Давайте подуем на эти цветы и подарим мамам и вместе с цветами хорошее настроение. Такой же бутончик появился в руках у ваших мам, он тоже начинает набухать и постепенно раскрывается. Вдохните его аромат вместе с мамой, подуйте на наго и примите этот цветок, вместе с настроением, от своей мамы.
Музыкальный руководитель :
А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте встанем в круг и подарим друг другу улыбку.
Дети и родители встают в круг.
Музыкальный руководитель :
У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку. Давайте все вместе пропоём «Мы посмотрим, друг на друга – подари улыбку другу».
Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, под музыку звенят и передают колокольчик.
Музыкальный руководитель :
Улыбка снова вернулась ко мне!
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка – и Вам будут рады!
Я хочу тоже подарить вам улыбку, но не простую, а музыкальную. Посмотрите на экран.
(Видеоролик «Улыбка»)
А сейчас, мы поиграем.
Игра со словом «Дождик кап, кап, кап»
(Направлена на развитие речи и моторики, двигательных возможностей ребёнка и координацию движений)
Птица: кар,кар,кар! (Дети машут крыльями)
Ветер: хлоп,хлоп. хлоп! (Дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик: кап,кап,кап! (Хлопают ладонями по коленям)
Ноги: шлёп,шлёп,шлёп! (Топают попеременно ногами)
Дети: ха,ха,ха! (Вытягивают руки вперёд ладонями вверх)
Мама: ах,ах,ах! (Качают головой, держась за неё руками)
Дождик: кап,кап,кап! (Хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах,бах,бах! (Топают ногами)
Музыкальный руководитель :
А сейчас, мы выполним дыхательное упражнение «Надуй шарик», которое подготовит наш организм к пению. «Надувая шарик» нужно широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух произнести звук «ссс». Мамы следят за тем, чтобы при вдохе у детей не поднимались плечи и не напрягались мышцы шеи.
Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень аккуратный выдох.
Итак, «вдохнули глубоко, с удовольствием, как будто нюхаете душистый красивый цветок». И спокойно, медленно выдохнули.
Молодцы и ребята, и мамы.
Предлагаю всем пройти к фортепиано. Мы ещё раз улыбнёмся и немного распоёмся.
Так как дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков, одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально - артикуляционных упражнений.
-По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла, ло, ли, лу, лё.
-По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
-Распевка «Эхо» (упражнение на развитие чёткой дикции и лёгкость звучания)
Музыкальный руководитель :
Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками, которые раскрепощают речевой аппарат, улучшая дикцию детей.
Скороговорка «Буду бить я в барабан". (Или «Я играю на гармошке»)
"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен". Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.
Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.
Музыкальный руководитель :
Я сейчас сыграю мелодию знакомой вам уже песни, угадайте, как она называется? (Ответы детей)
Верно, песня называется «Самый добрый человек». Давайте постараемся и исполним её весело, бодро, не будем забывать, что нужно чётко и внятно пропевать слова песни. Помогут нам ваши мамы, для них мы приготовили подсказки со словами песни.
Песня «Самый добрый человек».
Мам в кружок мы позовём, своё имя пропоём. У меня в руках весёлый мяч. Пустим мячик мы по кругу, познакомимся друг с другом"
(развитие песенного творчества «Спой своё имя»)
Музыкальный руководитель :
Играем с бубном. Прошу ребят взять бубны в руки и стать по кругу напротив своей мамы.
Игра в бубен «Поиграй, поиграй, бубен дальше передай».
Дети и мамы стоят по кругу, лицом друг к другу. В руках у детей бубен. Они все вместе напевают «Поиграй, поиграй, бубен дальше передай» и отдают бубен мамам, эти же действия выполняют мамы и отдают бубен детям. Если ребёнок затрудняется, то действия с ним делают мамы.
Музыкальный руководитель :
Замечательно, все отлично справились с этим заданием.
Давайте улыбнёмся
И за руки возьмёмся,
По кругу мы пойдём
И песенку споём
Песня – танец «Мы за руку с тобою идём вдвоём» (танцуют и мамы и дети)
Музыкальный руководитель :
Какие мы молодцы, давайте похлопаем друг другу.
Друзья, повернитесь лицом друг к другу. Мамы сейчас, превратятся в лёгкий и тёплый ветерок, а ребята в красивых бабочек. "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка", слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. (Звучит музыка, на экране демонстрация видеоролика «Бабочки») "Ветерок" управляет руками -"крылышками" "бабочки" и начинает прекрасный танец. ( Это релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.)
Музыкальный руководитель :
Прекрасный, чудесный танец. Молодцы.
Наше занятие заканчивается, и я хочу закончить его такими словами Бенедикта Спиноза “Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение”.
Уважаемые мамы, музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. Я хочу вручить вам памятки «Как организовать с детьми дома игровые сеансы «Музыкальная логоритмика дома». А ребятам подарить смайлики с хорошим настроением.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 64с.
2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей : Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа разви тия.) - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
3. О. В. Кацер, С. А. Коротаева. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. 1 и 2 части. 2007 г. - 60с.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М. : ТЦ
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. М., 1999.
5. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.
7. О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель,2011-204с.
8. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.