Лариса Макарова
Увлекательная логоритмика в детском саду и дома
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Известно, что ребёнок развивается в движениях - его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, п альчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры). Логоритмика - это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, где соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста, развитию слухового внимания и чувства ритма (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика). На логоритмических занятиях решаются следующие задачи: - Коррекция речевых нарушений - Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания -Совершенствование координации - Развитие всех видов памяти и внимания - Ориентирования в пространстве - Воспитание чувства ритма - Закрепление пространственных понятий - Обучение пению, произношению скороговорок - Расширение кругозора
Публикация «Увлекательная логоритмика в детском саду и дома» размещена в разделах
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. С ровесниками малышам заниматься легче и веселее. Однако не всегда есть возможность отвести своего кроху в коллектив. Поэтому проводите занятия в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется. Занятия и упражнения могут быть построены только на сказках или песнях. Это весело, интересно и занимательно для каждого ребёнка. Можно воспользоваться ситуацией, когда рассказываете сказку, сопровождайте её движениями, интонацией, мимикой. Дети всегда копируют взрослых, поэтому после первого прочтения ребёнок вам покажет и расскажет уже другую сказку. Таким же образом пойте с ребёнком песни. В младшей группе подойдут стихотворения Агнии Барто. Для детей старшей или подготовительной групп можно рассказывать длинные сказки Корнея Чуковского или Сергея Михалкова. Когда включается музыкальное произведение, дети должны не только петь, но и танцевать. Старайтесь не ругать малышей, если у них ничего не получается. Помните о том, что дети всё-таки маленькие, и многие движения им даются тяжело. Чтобы детям нравилось выполнять упражнения, как можно чаще включайте «минусовки». Даже зарядку нужно делать с музыкой. Тогда дети с удовольствием выполняют упражнения. Танцевальные движения помогают расслабиться, почувствовать ритм, паузу, тишину или окончание музыкального произведения.
Капельки
Дождик, дождик, веселей - (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя»)
Капай, капай, не жалей!- («кап-кап-кап») Брызни в поле пуще
Станет травка гуще. - (присесть на корточки и потрогать «травку») Только нас не замочи - (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя)
Зря в окошко не стучи!-(погрозить пальчиком)
Мышка Мышка мыла, мыла лапку - (одной мыть другую). Каждый пальчик по порядку - (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки). Вот намылила большой - (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки «намыливать большие пальцы). Сполоснув потом водой. Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску - (то же с указательным пальцем). Средний мылила усердно - (то же со средними). Самый грязный был наверно. Безымянный терла пастой - (то же с безымянными). А мизинчик быстро мыла - (быстро и осторожно «намыливать» мизинцем). Очень он боялся мыла.
Литература; 1. «Са-Фи-Дансе» танцевально- игровая гимнастика для детей. 2. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л. П. 3. «Логоритмические занятия в детском саду.» М. Ю. Картушина.