Татьяна Бахтина
Логоритмическое занятие в старшей группе «Наши четвероногие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши четвероногие друзья»
(По мотивам стихов Даниила Хармса)
Тема: домашние и дикие животные.
Цель: развитие общей и тонкой моторики; работа над лексико-грамматическим строем речи; работа над просодической стороной речи.
Задачи:
1. Координировать общую и тонкую моторики.
2. Отрабатывать выразительность мимики, пластики движений, речи.
3. Работать над просодической стороной речи (силой, тембром, модуляцией голоса).
Публикация «Логоритмическое занятие в старшей группе „Наши четвероногие друзья“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
4. Работать над лексико-грамматическим строем речи, расширять активный и пассивный словарь детей.
5. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.
6. Учить детей любить животных.
Оборудование: шапочки животных (кот, мишка, ёжи).
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями.
Логопед : - У нас сегодня много гостей. Все мы рады их приходу. А вы хотите узнать, как пронимала гостей девочка Маша?
II. Пальчиковый игротренинг
«Машины гости» :
Стала Маша гостей приглашать: ( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
- И Иван приди, (Кончик полусогнутого указательного пальца правой
- И Степан приди, по очереди кончики полусогнутых пальцев
- Да и Андрей приди, начиная с большого и мягко покачивает их.)
- Да и Матвей приди.
- А Митрошечка, ну, пожалуйста! (Указательный палец правой руки 4 раза покачивает
мизинец левой руки.)
Стала Маша гостей угощать: ( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
- И Ивану блин, (Левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец
- И Степану блин, правой, нажимает на подушечки каждого пальца
- Да и Андрею блин, левой, начиная с большого, как бы кладя блин.)
- Да и Матвею блин.
- А Митрошечке – мятный пряничек! (Большой палец правой нажимает на мизинец левой руки четыре раза.)
Стала Маша гостей провожать. (Помахать кистями обеих рук.)
- Прощевай, Иван! (Пальцы правой руки загибают по очереди пальцы левой
- Прощевай, Степан! к ладони, начиная с большого.)
- Прощевай, Андрей!
- Прощевай, Матвей!
- А ты, Митрошечка, моя крошечка, (Три пальца правой руки ласково оглаживают
Да ты побудь со мной ещё немножечко! мизинец левой руки сверху донизу.)
III. У нас в гостях – кошки.
1. Пластический этюд с речевым сопровождением «Кошки»
(Дети садятся на ковёр спиной к логопеду.)
Логопед : Однажды по дорожке,
Я шла к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки,
Сидят ко мне спиной.
Я крикнула им: «Кошки!
Пойдёмте-ка со мной!
Пойдёмте по дорожке
Пойдёмте-ка домой!»
(Дети выстраиваются в ряд и идут за логопедом, подражая движениям кошек. Далее по ходу они мяучат и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Сказали кошки: «Мяу!»
И, распушив хвосты,
Неспешно зашагали,
Задравши вверх носы.
Неслышно так шагают,
Мурлычут все в усы: «Мур-р-р-р-…»,
Но лишь увидят мышек, -
Поймают за хвосты.
Из блюдечка лакают
Парное молочко.
И на деревья лазают:
Ну, очень высоко!
2. Сценка «Кот Антипка»
(Одному ребёнку на голову надевают шапочку кота. Остальные дети выстраиваются вокруг него в кружок.)
Кот Антипка жил у нас.
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне крал сосиски,
В три – сметану ел из миски.
Он в четыре – умывался,
В пять – по коврику катался, В шесть тащил сельдей из кадки,
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь хитро щурил глазки,
В девять ел и слушал сказки.
В десять шёл к лежанке спать,
Потому что в час – вставать!
(Автор стихов - В. Викторов)
(Все дети, свернувшись «клубочками», ложатся «спать» на ковёр. Звучит спокойная, тихая музыка.)
3. Релаксация
Логопед : Кошки спят, им снятся птички:
Снегири, грачи, синички…. (логопед делает паузу)
Кошки медленно проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
И ушли домой вприпрыжку,
Им на смену вышли … мишки!
IV. У нас в гостях мишки.
1. Пластический этюд с речевым сопровождением «Мишки»
(Дети садятся на ковёр спиной к логопеду.)
Логопед : Однажды по дорожке
Я шла к себе домой.
Смотрю и вижу: мишки
Сидят ко мне спиной.
Я крикнула им: «Мишки!
Пойдёмте-ка со мной!
Пойдёмте по дорожке
Пойдёмте-ка домой!»
(Дети выстраиваются в ряд и идут за логопедом, подражая движениям медведей. Далее по ходу они выполняют движения в соответствии с текстом.)
Медведи потянулись,
И, нехотя пошли,
Шагают вперевалку,
Вот – ягодки нашли.
Шагают и шагают,
Привстали на носки,
Но это очень трудно:
Медведи велики!
Вдруг видят: братцы ёжики
Навстречу им бегут.
Весёлые и бодрые
Играть с собой зовут.
2. Сценка «Медвежата и ежата.
Не знали медвежата, что колются ежата,
И давай с ежатами играть, как с медвежатами.
Вдруг, медвежата в слё зы: «Ёжики, занозы!»
Испугались ёжики, несут щипцы и ножики
И давай по штучке вынимать колючки.
Наплакавшись, медведи идут в берлогу спать,
Чтоб ночью понемногу обиды забывать…
( Стихи: Э. Котляр)
3. Релаксация
(Все дети ложатся «спать» на ковёр. Звучит спокойная, тихая музыка.)
4. Пальчиковый игротренинг
Медведица и медвежата
Мама мишек будит рано;
Не встают они с дивана!
- Эй, Большак, вставай скорей,-
Ждут друзья уж у дверей.
Ну, а ты, лентяй-Указка?
У тебя засохла краска!
Вы должны с Середнячком
Побелить амбар и дом. Безымянный. Мой бедняжка!
Знаю, болен был ты тяжко!
Пожалею я тебя,
Полежи ещё два дня.
Ты, Мизинчик-малышок,
Роста у тебя – вершок!
Но зато проказ и драк
Сосчитать нельзя никак!
(Е. Г. Карельская)
5. Медвежата выходят на зарядку.
На зарядку, становись!
На зарядку – становись!
Сбрось весь сон и не ленись!
Все движения разминки
Повторяем без запинки.
(Дети строятся на ковре.)
РАЗ – попрыгали на месте.
ДВА – руками машем вместе.
ТРИ: прогнули быстро спинки,
Покачались, как травинки.
На ЧЕТЫРЕ – стали ниже,
Наклонились к полу ближе ПЯТЬ! Там кто у нас лентяй?
Потянись, а не зевай!
Повертись на месте ловко:
В этом всем нужна сноровка!
Что, понравилось. Дружок?
Завтра будет вновь урок!
(Е. Г. Карельская)
6. Сценка Мишки ТОМ и ТЯМ».
(Двум детям надевают шапочки медведей.)
МИШКИ: - Тук-тук!
ДЕТИ: - Кто так?
МИШКИ: - Это мы: Том и Тям!
ЛОГОПЕД : Том – упитанный толстяк,
Очень славный, он – добряк!
Тям и мягкий, и пушистый,
И в общенье не ершистый.
ДЕТИ: - Косолапые топтыжки!
Рады мы вас видеть, мишки!
ЛОГОПЕД и ДЕТИ : - Том принёс нам … (молоток!
Он стучит: … («тук-ток!»)
Тям – настенные … (часы,
Что висят не для красы.
«Тики-так! – идут они, -
Знаем время мы одни!» (Е. Г. Карельская)
7. Мишки строят новый дом.
Логопед : Знаете, для чего нашим мишкам нужен молоток? Чтобы вбивать гвозди. Ведь они же строят новый дом!
Новый дом
Динь-дон, динь-дон!
Мишки строят новый дом:
Красят стену, крышу, пол,
Прибирают всё кругом.
Мы к ним в гости пришли,
И подарки принесли: На пол – мягкую дорожку,
Расстелив её к порожку,
Две подушки на диван,
Мёду липового жбан.
Новоселье мы отметим.
Праздник мы салютом встретим!
(Е. Г. Карельская)
(Дети танцуют под музыку песни «Конфетти». По окончании музыки дети энергично выбрасывают руки вверх и говорят: «Всё!»)
V. Подведение итогов.
- В кого мы сегодня превращались?
- Как назвать одним словом кошку, мишку, ежа? Кто это?
- Кто из них домашний, а кто дикий?
Животные, - это наши четвероногие друзья, их надо беречь, заботиться о них.
Кого вам понравилось изображать?
ОТКРЫТОЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
(Проводится совместно с музыкальным руководителем.)
«Путешествие в страну Фантазия»
Тема. Слова сложного звуко-слогового состава
Цель: произношение и анализ слов сложного звуко-слогового состава; развитие общей и тонкой моторики; работа над лексико-грамматическим строем речи и просодической стороной речи.
Задачи: 1. Учить детей произносить слова сложного звуко-слогового состава.
2. Координировать общую и тонкую моторики.
3. Отрабатывать выразительность мимики, пластики движений, речи.
4. Работать над просодической стороной речи (силой, тембром, модуляцией голоса).
5. Работать над лексико-грамматическим строем речи, расширять активный и пассивный словарь детей.
6. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.
7. Учить детей любить природу.
Оборудование: игрушка мягкая (необычная, деревья, кусты, муляжи фруктов (апельсин, мандарин, авокадо, лимон, картинка земляники, корзинка, грецкие орехи.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями и логопедом.
Логопед тихо здоровается с детьми и сообщает, что сегодня на занятие пришло много гостей, но его придётся отменить, так как в зал пробрался какой-то страшный зверь… Демонстрирует необычную игрушку.
II. Непрошеный гость.
1. Рассматривание зверя.
(На коврике спит неведомый зверь-игрушка.)
Логопед : - Давайте рассмотрим, что это за зверь такой. Опишите нам его.
(Дети составляют устное описание «зверя».)
2. Даём зверю имя.
Логопед : - Как мы назовём этого необычного зверя?
(Дети придумывают имя «зверю» : Вреднюга, Рукокрыл, Мохнолап, Пушистик, Тупонос, Ушастик, Головоног и т. д.)
3. Подкрадываемся к зверю (подвижная игра).
Логопед : - Надо осторожно подкрасться к зверю, но если он проснётся, или пошевелится – надо будет быстро отступить назад.
( Дети демонстрируют чередование движений: осторожная, крадущаяся ходьба на носках и торопливые шаги назад. Всё это сопровождается соответствующей музыкой.)
III. Страна Фантазия
1. Отправляемся в путешествие.
Логопед : - Я знаю страну, где водятся такие необычные звери. Эта страна называется Фантазия. Вы любите о чем-то мечтать, фантазировать? Тогда дверь в эту страну вам сейчас откроется… На чём мы будем путешествовать? Давайте изобразим!
Дети изображают самолё т: «У-у-у-…», паровоз: «чух-чух-чух…», лошадку (цоканье языком).
2. Прибытие в страну Фантазия
Логопед : - Вот мы и прибыли в страну Фантазия. Посмотрите, как здесь красиво!
(Дети озираются вокруг.)
3. Необычный комар.
Слышится звук: «З-з-з-…»
Логопед : - Кто это?
Дети высказывают предположение: - …. Комар.
Логопед : А какой комар?
Дети: - Маленький!
Логопед : - Это у нас в лесу комар маленький, а в стране Фантазия
Комары – как кошки,
Глаза – как плошки.
На нас глядят
И громко звенят: «З-з-з-!»
- Как сказать об огромном комаре? Он уже не комар, и тем более, не комарик, а … (Комарище)
Динамическая пауза «Лови комарища!»
Комарище летит, комарище звенит: «З-з-з-з-з-з-…»
• Ой, лови! Ой, лови!
Хлопай: раз, два, три,
Раз, два, три!
Он кружится надо мной,
У ноги, и за спиной.
Кыш, кыш! Улетай!
Нам играть не мешай! (Помахать руками, как крыльями, позвенеть: «З-з-…»
(Хлопки руками.)
(Хлопки слева.)
(Хлопки справа.)
(Вращательные движения головой.)
(Руки на пояс, потопать ногами, повороты влево-вправо.)
(Отгоняющие движения руками.)
(Погрозить пальцем.)
(Е. Г. Карельская)
Логопед : - Молодцы, всех комаров отогнали. Кто же ещё обитает в этой удивительной стране Фантазии?
4. Упражнение на синхронизацию движений со словом.
Диковинные звери.
Мы здесь в стране Фантазии
С весёлыми друзьями
Все по деревьям лазали,
Бродили по полям.
А рядом с нами прыгали
Диковинные звери:
Хаврюги густогривые,
Зубастые хвостери.
И по пятам шагали
Унылые слезнули,
Плюгавы кривокрылые
На нас в кустах глядели.
Встречались на дороге
Лихие свистоплясы,
Они ногами дрыгали
И строили гримасы. (Бодрый шаг.)
(Имитируют лазанье по деревьям.)
(Шаги на месте.)
(Прыжки на месте.)
(Пощёлкать зубами.)
(Плечи сгорблены, голова опущена, заплетающиеся шаги на месте.)
(Изломанные движения руками, как крыльями.)
(Взгляд из-под руки.)
(Расставить ноги, локти отвести от туловища,
энергичные шаги на полусогнутых ногах.)
(Соответственно.)
Логопед : - Названия каких диковинных зверей вы запомнили?
Дети: хаврюги, слезнули, плюгавы, свистоплясы.
5. Релаксация.
Логопед : - После такого трудного путешествия надо немного отдохнуть.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
Очень мы в пути устали
Мы шагали, мы шагали,
Очень мы в пути устали.
А сейчас вот отдохнём,
Глазки крепко мы сомкнём.
Ровно, ровно дышим,
Что вокруг – не слышим.
Наши ножки отдыхают,
Ручки – тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Отдыхают, засыпают…
А теперь пора вставать,
Надо дальше нам шагать.
Потянулись, встали,
Славно отдыхали! (Дети ложатся на ковёр в удобных позах.)
(В соответствии с текстом.)
(Встают.)
(Соответственно.)
Логопед : - Идём дальше? А чтобы идти было веселей, споём песню.
6. Пение под музыку.
Песня «Весёлые друзья» сл. и муз. Шаховского.
7. Завтрак в пути.
Логопед : - Вы проголодались? Неплохо бы подкрепиться! Только есть ли в стране Фантазии продукты?
а) движения с речевым и мимическим сопровождением:
«Ищем завтрак»
Мы отправились гулять,
Себе завтрак поискать.
Посмотрите на деревья:
Булки с джемом и вареньем.
Булки мы не будем рвать:
Булкам надо дозревать.
Мы отправились гулять,
Себе завтрак добывать.
Посмотрите на кусты:
Там конфеты, не цветы!
Мы конфет не будем рвать:
Жалко зубы нам терять!
Мы отправились гулять,
Себе завтрак поискать.
Посмотрите: огурцы,
В речке, будто бы пловцы!
Мы не будем их ловить,
Чтобы ног не замочить! (Бодрый шаг по кругу друг за другом.)
(Посмотреть из-под руки.)
(Показать рукой на деревья.)
(Погладить себя по животу.)
(Погрозить пальцем.)
(Развести руки в стороны.)
(Бодрый шаг по кругу друг за другом.)
(Посмотреть из-под руки.)
(Показать рукой на кусты.)
(Погладить себя по животу.)
(Погрозить пальцем.)
(Показать свои зубы.)
(Бодрый шаг по кругу друг за другом.)
(Посмотреть из-под руки.)
(Развести удивлённо руки в стороны.)
(Движения руками как при плаванье.)
(Погрозить пальцем.)
(Наклониться, руки к ногам.)
б) мимические этюды:
Логопед : Посмотрите, посмотрите: на деревьях и кустах
Фрукты разные висят. Фрукты разные висят,
На ребят они глядят:
Мандарины, апельсины,
Авокадо, нектарины. (Дети любуются на фрукты.)
Их названья повторим,
Слоги в них определим.
(Дети определяют кол-ва слогов в словах : мандарины, апельсины, авокадо, нектарины.)
Сколько слогов в каждом из этих слов?
Слова эти длинные, или короткие?
В траве краснеют невелички:
Клубочки красной землянички.
Их запах нежный, ароматный,
Вкус земляники сладкий-сладкий! (Дети мимикой изображают сладость.)
Логопед : - Слово земляника длинное или короткое? Сколько в нём слогов?
На вкус попробую лимон,
Где среди фруктов скрылся он? (Дети ищут лимон.)
Его я дольку – прямо в рот!
Не сладкий он – наоборот…
Какой? ( Дети: «Кислый!» и соответствующая мимика.)
7. Пальчиковый игротренинг
Логопед : Посмотрите: под кустом стоит корзинка. Что в ней? (показывает грецкий орех.)
Наверное, это подарок нам от обитателей страны фантазия. Если ещё немного пофантазировать и представить, что у орешка выросли усики и шесть лапок, то он превратится… (звучит музыка «Старый жук» из к/ф «Золушка») в жука!
Милый жук
(по мотивам стихов Ю. Мориц)
Ты откуда, милый жук, тоненькие лапки?
Не нужны тебе калоши, сапоги и тапки.
Покачаю я тебя на своей ладошке.
Ты по свету кочевал, ползал по дорожке.
Ешь, пожалуйста, цветок, пей свою росинку.
Если б ты увидеть смог собственную спинку!
Ты блестящий, золотой, ты такой красивый!
Просто чудо, как хорош, и к тому же милый.
Я не дам тебя склевать утке хромоножке,
Будешь жить и поживать на цветке картошки. (Поглаживание.)
(Покачивание.)
(Перекатывание ореха по ладошке.)
(Имитация кормления.)
(Поглаживание.)
(Перекладывание орешка из ладошки в ладошку.)
(Спрятать орех за спину.)
Логопед : - Понравилось вам фантазировать? А кто скажет, что обозначает слово «хромоножка»? Это слово встретилось нам в стихотворении. (Ответы детей.)
IV. Подведение итогов.
Логопед : - Вот и закончилось наше путешествие. Нам надо возвращаться в детский сад. И в этом нам помогут наши жучки. Они не простые, они излучают свет. Как называются такие жуки? ( Дети: «Светлячки».) Поднимите их повыше, - светлячки будут освещать вам путь в группу. До свидания!