Валентина Фуфаева
Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать понятие о значении имени в жизни людей.
Задачи:
Обучающие: закрепить с детьми значение имени и фамилии, познакомить детей с третьей частью русского имени отчеством. Знать и называть пословицы, русские народные сказки, расширять словарный запас.
Развивающие: развивать навыки работы с иглой, расписывать предметы хохломской росписью, умение плести косички. Развивать логическое мышление, формировать умение у детей грамматически правильно строить предложение.
Публикация «Занятие в старшей группе „Мы и наши имена“» размещена в разделах
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие и доброжелательность, правила культуры поведения, положительное отношение к добрым поступкам.
Предварительная работа.
Беседа об именах. Рассказывание русских народных сказок с именами. Заучивание пословиц. Знакомство с русским бытом, народными традициями, умельцами на Руси. Посещение краеведческого музея и музея «русской избы» в детском саду. Изготовление попье-машье.
Чтение книги «Что означают ваши имена?». Авторы Д. и Н. Зима.
Чтение рассказов:
Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
С. Маршак «Ежели вы вежливы».
Э. Мошковская «Какие бывают подарки?»
Словарь: отчество, тезки.
Материал. Буквы, наборное полотно, предметы хохломской росписи, книги, гуашь, подставки, попье-машье.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя).
-У каждого из вас есть имя, правда? Давайте подумаем, а зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
Дети:
Люди дают имена, чтобы различать людей.
Воспитатель:
Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, поди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут?
Дети:
Это обидно, оскорбительно и невежливо. И не надо отзываться на эти слова.
Воспитатель:
Вы помните, что имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки у Оли?». Может быть кто-то из вас догадается, сколько имен?
Ребенок читает стихотворение:
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Ольга кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите мне, подсчитает,
Сколько имен у подружки моей?
Дети:
-Одно имя Ольга, другие формы.
Воспитатель:
Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы. Это варианты имени. Можно назвать ласково, строго, озорно, шутливо. В школе девочку называют Ольгой. А почему папа, мама, тетя и родственники называют ее Олечкой, Олюшкой?
Дети:
Потому что они ее любят.
Воспитатель:
Да. Это ласкательные формы. Вспомните как ласково называют вас родители, бабушки, дедушки.
Ответы детей.
Воспитатель:
И так, ребята, вы знаете, что имена бывают полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем. Я скажу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему разные формы. А потом наоборот: я скажу неполную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.
Екатерина-Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.
Людмила-Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка.
Сергей-Сережа, Сереженька, Сережечка.
Владимир-Вова, Вовочка, Володя, Володенька.
Яша, Яшенька – Яков
Тема, Темочка-Артем
Коля, Коленька, Николенька-Николай
Настенька, Настюша-Анастасия
Леша, Лешенька –Алексей
Леня, Ленечка-Леонид
Воспитатель:
В старину люди давали имена, считая, что значение имени может повлиять на судьбу человека. Так, например, называя мальчика именем Василий (царский, родители хотели видеть своего ребенка правителем. Называя ребенка Александром-родители хотели, чтобы он был человеком военным, защитником. Галина-спокойная, жизнь прожила спокойно. Людмила (милая людям, чтобы всем нравилась.
Давайте вспомним, прекрасные русские имена, которые к сожалению сейчас встречаются не часто. В этом нам помогут пословицы.
Дети говорят пословицу и называют полную форму имени.
По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семен, Тимофей.)
Туги орешки Терешке. (Терентий.)
Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор).
Воспитатель:
А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое?
Вспомните, как называют главных героев сказок?
Иван-милость божия. Мария-госпожа.
Воспитатель:
-Ребята, скажите какие вы знаете сказки, где встречаются имена?
Дети:
«Мария Моревна», «Про Емелю», «Василиса Прекрасная», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».
Воспитатель:
Ребята, а теперь давайте поиграем. Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч, называет имена, а ребенок должен назвать имя по звучанию.
Таня-Аня-Ваня-Маня.
Нина-Зина-Дина-Ирина-Алина-Инна
Саша-Наташа-Даша-Глаша-Маша
Оля-Коля-Толя-Поля
Воспитатель:
Мы вспомнили с вами старинные имена. Давайте послушаем ваши имена и что они означают?
Дети встают и говорят:
-Александр-защитник людей
-Антон-вступающий в бой
-Артем-здоровый
Владислав-владеющий славой
Дмитрий-мать-земля
Альбина-белая
Анастасия-воскресение
Анжелика-вестница
Валентина-сильная, крепкая
Диана-божественная
Екатерина-чистая всегда
Маргарита-жемчужина
Оксана-гостья
Воспитатель:
Я предлагаю найти имена, спрятанные в словах.
Разгадывание ребусов с именами.
Кор-зина (Зина, кастр-юля (Юля, пол-яна (Поля, Оля, Ян, Яна).
оспитатель:
Много мы узнали об имени. А как быть если у людей одинаковые имена? Как их называть? Ребята людей с одинаковыми именами называют «тезками». Кто у нас «тезки»?
Дети встают и называют.
Воспитатель:
Как в этом случае различают людей?
Дети: (По фамилии.)
Воспитатель:
Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени?
Дети:
Фамилия одинаковая у родственников: у папы, у мамы, бабушки и т. д.
Воспитатель:
Правильно. Фамилия это семейное имя, оно объединяет родственников.
Ребята, но у русского имени есть еще третья часть отчество. Отчество образовано от слова отец. Это имя отца, включенное в ваше полное имя. А теперь, кто сможет назвать свою фамилию, имя, отчество.
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете свое полное имя? Называют ли маленьких детей по имени и отчеству. А кого называют только по имени и отчеству? Почему?
Дети:
По имени и отчеству называют взрослых, пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им свое почтение.
Воспитатель:
А вот вы чем можете вызвать свое уважение со стороны взрослых, сверстников.
Дети:
Хорошим поведением, отношением друг к другу, к взрослым, умением хорошо трудиться, быть добрым.
Воспитатель:
Какие добрые дела можно сделать?
Дети:
Помочь малышу одеться. Сделать для птиц кормушку и зимой их кормить, маме и бабушке помочь.
Воспитатель:
Ребята, что такое добро?
Дети:
Это когда делаешь, даешь что-то и потом об этом не жалеешь. Делаешь с радостью.
Воспитатель:
Добро это когда что-то хорошее делаешь и ничего не требуешь взамен. Вам приятно, что вы сделали хорошо другим. А теперь давайте мы покажем свое умение трудиться.
Дети расписывают посуду хохломской росписью, шьют, плетут косички.
После выполнения работы воспитатель говорит:
-Молодцы ребята. Вы старались. Пусть сейчас пока вы Катюшки, Валюшки, Антошки, но я надеюсь, что все вы вырастите трудолюбивыми, добрыми, а значит людьми достойными, уважаемыми и к вам будут обращаться только по имени и отчеству. Чтобы ваша фамилия звучала в добрых делах.