Регина Бричкова
Логоритмические занятия в детском саду, как эффективный способ развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме в настоящее время - развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством занятий с использованием логоритмических игр и упражнений. Автором предложена работа из опыта по устранению дефектов речи с помощью одной из коррекционных методик - логопедической ритмики.
Публикация «Логоритмические занятия в детском саду, как эффективный способ развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: развитие речи, дошкольное образование, профилактики нарушений звукопроизношения, логопедическая ритмика, малые формы народного фольклора.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в речевом и психомоторном развитии. Всё чаще мы замечаем, что малыши практически не говорят, всё больше детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Поэтому отставание в речевом развитии у старших дошкольников тревожит не только психологов, логопедов, воспитателей, но и становится очевидным для родителей и всех окружающих.
Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то число проблем в будущем значительно увеличивается.
По тем или иным причинам не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста учителя-логопеда и имеет возможность посещать специализированную группу. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?
Работая в детском саду, систематически слушая речь своих воспитанников, я сделала вывод, что основной причиной нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте является отсутствие ранней профилактической работы по укреплению мышц речевого аппарата. Влияние оказывают как социально-бытовые факторы, так и недостаточно проводимое педагогическое просвещение родителей. Я решила изменить сложившуюся ситуацию и найти наиболее эффективные способы и средства осуществления ранней профилактики нарушений звукопроизношения.
Изучила множество психолого-педагогической литературы. Оказалось, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста рассматривался и рассматривается в настоящее время многими учеными; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.
Существуют различные формулировки понятия логопедической ритмики или логоритмики.
По мнению Г. А. Волковой логоритмика – это форма работы по преодолению речевых нарушений, в которую включаются двигательные упражнения с использованием стишков, потешек, песенок, речевок, поговорок.
Р. Л. Бабушкин считает, что логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, – средствами движения, музыки и речи, это часть лечебной ритмики, основанная на взаимосвязи музыки, слова и движения для детей с общим недоразвитием речи.
Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов работы по развитию речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для наиболее эффективной коррекционной работы, потому что логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что благоприятно влияет как на весь организм ребенка, так и способствует максимальному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса дошкольников. Поэтому кроме традиционных упражнений по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания детей в детском саду я, как музыкальный руководитель, использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».
В программе «Детство», в старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. Считается, что к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневного речевого общения.
Во всех формах организации логоритмических занятий внимание педагога акцентируется на всестороннем развитии ребенка, на перевоспитании и устранении неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитии или восстановлении речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой - это целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатый внутренний мир, учит видеть прекрасное в окружающем мире.
Так как имею музыкальное образование, решала систематизировать свою работу по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников». С 2017 года начала применять элементы логоритмики на занятиях, предварительно изучив методические рекомендации и разнообразный практический материал многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова, Н. В. Микляева и др.)
Еженедельно в рамках совместной образовательной деятельности с детьми организую логоритмическую работу, а так же в ходе режимных моментов в течение дня.
В ходе работы с дошкольниками реализую следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование крупной и мелкой моторики, отработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, творческой фантазии и воображения.
Уже в конце учебного года и первого года моей работы в данном направлении, можно говорить о положительной динамике в речевом развитии детей (в формировании слоговой структуры слова).
В течение учебного года мною разработан перспективный план логоритмических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет).
Разработаны и проведены консультации для педагогов и родителей: «Логоритмика в детском саду», «Роль речи взрослого в речевом развитии детей», «Хорошая речь слаще меда», «Играем с пальчиками дома и в саду», «Как общаться с ребенком», «Развитие звуковой культуры речи у детей с ТНР». Также мною совместно с учителем-логопедом разработаны методические рекомендации для воспитателей, которые планируют использовать логоритмику в целях комплексной коррекции речи детей :
- в начале занятия по развитию речи постоянно использовать артикуляционную гимнастику;
- включать в режимные моменты в течение дня элементы логоритмики в динамические паузы и физминутки в целях профилактики речевого нарушения у дошкольников;
- внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и голоса у детей.
Систематически, вводя элементы логоритмики в своей работе, я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах.
В основу занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР внесены элементы музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения:
- логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
- чистоговорки, скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи с сопровождением движений рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Я постоянно варьирую элементами логоритмики на занятиях в соответствии с речевыми нарушениями детей.
Положительным результатом в своей работе считаю дифференцированный к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых особенностей.
В основу моей работы положен принцип комплексно-тематического планирования с использованием наглядности и игровой деятельности. Активно использую малые формы народного фольклора, что способствует воспитанию патриотизма у детей. В основу занятий заложены сюжеты русских народных сказок.
Особое внимание уделяю развитию чувства ритма с помощью пластики, речевых игр, игре на детских музыкальных инструментах (оркестр).
В свободное от занятий время включаю элементы логоритмики в режимные моменты с детьми в течение дня:
- утренняя гимнастика с проговариванием стихотворений и звукоподражаниями;
- проговаривание скороговорок, чистоговорок, потешек во время режимных моментов;
- речевые игры перед едой;
- динамические паузы;
- театрализованные виды деятельности;
- подвижные игры с пением (на прогулке);
- развлечения с элементами логоритмики.
Таким образом, использование логоритмических приемов в повседневной работе позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Дети усваивают материал основной образовательной программы быстрее, так как знакомство с ним сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Любая совместная образовательная деятельность с элементами логоритмики, по моему мнению, эффективнее и результативнее, эмоциональнее.
Помимо коррекции речи и неречевых функций, такие занятия способствуют и другим позитивным изменениям: дети меньше болеют, становятся более ловкими, выносливыми, сильными, у них улучшается осанка, внимание, настроение.
Логоритмические занятия способствуют развитию не только речи детей, но и таких качеств, как самостоятельность, инициативность, умение работать в команде, а также смелость, настойчивость, решительность, выдержка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г. В. Волковой. – СПб., 2015.
2. Волкова Г. А. Логоритмика. - М., 2011.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Кузнецова Е. Н. Логоритмические занятия// Дошкольное воспитание. - 2013. - №3.
4. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М. : Издательство ГНОМ и Д., 2002.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика для дошкольников – М., 2009.
6. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников нарушениями речи – М., Академия, 2009.